Анализ перевозок за октябрь 2016 года

Первая десятка авиакомпаний в октябре 2016
Первая десятка авиакомпаний в октябре 2016

Сегодня я предлагаю вам проанализировать показатели пассажирских перевозок за октябрь 2016 года. Источник данных: Росавиация (www.favt.ru).

В письме рассылки я применил не совсем стандартный — графический — подход к демонстрации результатов деятельности авиакомпаний за октябрь 2016 года. Часть диаграммы из этого подхода служит первой иллюстрацией к данному материалу. Здесь я приведу более классический вариант.

Перед вами таблица данных по пассажирским перевозкам за октябрь 2016 года в сравнении с октябрем 2015-го. В списке 33 авиакомпании, взятые из топ-35 по объему перевозок за первые 10 месяцев 2016 года (по данным ФАВТ). "Донавиа" и OrenAir исключены, так как в октябре 2016-го они уже не летали.

В таблице сведены данные по международным и внутренним перевозкам. Авиакомпании упорядочены по объему пассажирооборота. Этот показатель можно представить как аналог работы в физике — перемещение определенной массы на определенное расстояние. И, по мнению ряда экспертов, он лучше отражает проделанную авиакомпанией работу, чем просто число перевезенных пассажиров.

В столбцах с рейтингом — данные за 2016 (2015) год. Изменение рейтинга, на мой взгляд, несет дополнительную полезную информацию и, вкупе с данными по изменению показателя в %, дает более полную картину для оценки положения компании на рынке.

Октябрь 2016 (2015) Пассажирооборот Пассажиры
Компания рейтинг 2016 изменение рейтинг 2016 изменение
"Аэрофлот — РА" 1 (1) 7450979 13% 1 (1) 2602074 11%
"Россия" 2 (8) 1877653 203% 3 (6) 755918 113%
"Сибирь" 3 (3) 1437696 7% 2 (2) 778766 8%
"Уральские авиалинии" 4 (4) 1352765 11% 5 (3) 549921 15%
Azur Air 5 (5) 1171806 38% 8 (10) 241536 14%
ПАО "А/к "ЮТэйр" 6 (7) 948784 19% 4 (4) 606475 31%
"Глобус" 7 (9) 834917 60% 7 (11) 333512 66%
"Победа" 8 (11) 555649 26% 6 (7) 362568 20%
"Северный ветер" 9 (6) 478470 –40% 10 (8) 152062 –41%
"Икар" 10 (12) 470364 27% 14 (19) 98830 23%
"ВИМ-авиа" 11 (15) 439290 62% 9 (12) 160230 28%
"Роял Флайт" 12 (14) 407378 49% 15 (18) 96427 18%
"НордСтар" 13 (18) 226074 28% 13 (17) 100904 21%
АТК "Ямал" 14 (17) 198603 7% 12 (15) 101271 8%
"Аврора" 15 (21) 190519 25% 11 (14) 117072 23%
"Якутия" 16 (22) 163851 20% 18 (23) 63701 18%
Red Wings 17 (20) 147823 –4% 17 (21) 67154 –11%
"Нордавиа — региональные авиалинии" 18 (23) 111089 54% 16 (22) 75765 32%
IFly 19 (16) 101830 –60% 20 (20) 49085 –37%
"Алроса" 20 (24) 62778 2% 23 (27) 25566 2%
"РусЛайн" 21 (25) 49138 2% 19 (24) 52371 –1%
"Саратовские авиалинии" 22 (26) 43803 –3% 21 (25) 36576 –11%
"Ангара" 23 (27) 40266 5% 22 (26) 35172 1%
"ИрАэро" 24 (31) 39232 72% 24 (31) 25283 30%
"Газпром авиа" 25 (28) 37826 –1% 26 (29) 20611 –4%
"Ижавиа" 26 (30) 30249 28% 25 (32) 22560 27%
"ЮВТ-Аэро" 27 (*) 25239 * 29 (*) 18004 *
"КрасАвиа" 28 (29) 24420 3% 27 (30) 20420 0%
"Комиавиатранс" 29 (*) 16678 * 31 (*) 15730 *
"Турухан" 30 (32) 13720 –25% 28 (28) 18648 –19%
"Северсталь" 31 (34) 11130 6% 30 (33) 17768 11%
"Полярные авиалинии" 32 (*) 5478 * 33 (*) 8485 *
"Оренбуржье" 33 (*) 4850 * 32 (*) 10004 *

В прошлом году в октябре на рынке присутствовало несколько компаний, которых сейчас уже нет. Имеет смысл их перечислить отдельно с указанием их рейтингов в 2015 году по пассажирообороту и числу перевезенных пассажиров соответственно.

  • "Трансаэро" — 2; 5
  • "Оренбургские авиалинии" — 10; 9
  • "Донавиа"" — 19; 13
  • "Когалымавиа" — 13; 16
  • "Грозный авиа" (действующая авиакомпания, но не вошла в 2016 году в список 35 лучших) — 33; 34

Вы не встретите этих рейтингов в скобках, так как в октябре 2016 года эти компании по разным причинам уже не входили в список 35 лучших. При анализе изменений в рейтинге, конечно же, стоит иметь в виду, что ушли две компании из первой десятки. Таким образом, компании второй десятки как бы автоматически получили бонус в два рейтинговых места. А из третьей десятки — фактически в четыре рейтинговых места. Поэтому, если вы видите, что авиакомпания "сохранила свою рейтинговую позицию" и она не Аэрофлот, то скорее всего это означает, что либо она "просела" по показателям относительно прошлого года, либо какая-то другая компания лучше воспользовалась сложившейся в этом году ситуацией.

Для общей картины следует отметить, что и пассажирооборот и число перевезенных пассажиров в октябре 2016 года выросло по сравнению с прошлым годом на 4%.

Наиболее резкие и крупные изменения произошли с авиакомпанией Россия — она, в сравнении  с прошлым октябрем, втрое увеличила пассажирооборт и более чем вдвое увеличила число перевезенных пассажиров. Это легко объяснимо, если вспомнить, что ей передали активы ушедших авиакомпаний.

Однако не только она резко изменила свое положение на рынке — Azur Air, "ВИМ-авиа" и "Роял Флайт" также существенно прибавили в объеме пассажирооборота. Можно предположить, что маршруты "Трансаэро" не остались брошенными на произвол судьбы. Очень заметно  (на две трети) увеличился пассажирооборот и число перевезенных пассажиров у авиакомпании "Глобус". А вот "Северный ветер" оказалась единственной авиакомпанией первой десятки, которая сильно потеряла в числе перевезенных пассажиров и пассажирообороте, — потери составили более 40%. Остальные компании первой десятки хотя бы немного, но выросли. За пределами первой десятки сильно сдала авиакомпния IFly, потеряв две трети от пассажирооборота и треть пассажиров. А вот "ИрАэро" и "Нордавиа — региональные авиалинии" увеличили объем пассажирооборота более чем в полтора раза и примерно на треть — число перевезенных пассажиров. В целом изменений много, но остальные более мелкие.

В электронном письме еще представлен помесячный график перевозок авиакомпании "Россия" за два года — с ноября 2014-го, по октябрь 2016-го, на котором четко виден процесс перехода в другой сегмент перевозок начиная с мая 2016 года. В табличном формате это не показательно. 

Если у вас есть комментарии по прочитанному — велкам. Если вы читали и вариант с диаграммами, и этот — поделитесь, что вам больше понравилось: здесь, в комментариях под этим текстом, или в ответном письме.

Блог ведет директор IT-направления Алексей Сапожников

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.