Аккуратное отношение к цифрам
В апреле IATA опубликовала итоговый доклад по безопасности воздушных перевозок в 2006 г. Результаты оказались неоднозначными.
На фоне воспоминаний о прошлогодних событиях в России, кажется, немного странно слышать о том, что 2006 г. оказался самым безопасным годом за всю историю гражданской авиации. Для самолетов западного производства на 1 млн вылетов пришлось 0,65 потерь ВС в результате летного происшествия — в 2005 г. этот показатель составлял 0,76. Всего в 2006 г. произошло 77 тяжелых летных происшествий, из них 20 катастроф, в которых погибло 855 человек. Годом ранее эти цифры составляли 111 происшествий, 26 катастроф и 1035 погибших.
Со средними мировыми данными контрастируют показатели по авиакомпаниям — членам IATA и показатели по России/СНГ. Перевозчики IATA, обеспечивающие 94% всех международных регулярных перевозок в мире, достигли уровня 0,48 потерь ВС на 1 млн вылетов, что заметно лучше среднемирового. В то же время разбиение летных происшествий по регионам показывает, что в России/СНГ потери ВС западного производства на 1 млн вылетов достигли 8,6 — в 13 раз хуже среднемирового уровня. Следующей в региональном рейтинге оказалась Африка с коэффициентом 4,31, на третьем месте — Латинская Америка с показателем 1,8.
Отдельная статистика по самолетам так называемого восточного производства демонстрирует 5,61 потерь ВС на 1 млн вылетов в России/СНГ, тогда как в Африке этот неутешительный коэффициент вообще достиг 54,35, а за ней, как ни странно, следует Латинская Америка с показателем 9,77.
Опубликованные цифры сразу спровоцировали поток спекуляций в СМИ. Отмечалось, что Россия возглавила черный список IATA, хотя IATA, очевидно, никаких черных списков вообще не составляет. Разумеется, пошли комментарии о том, что в Африке летать безопаснее, чем в России, что российские самолеты падают чаще всех и т. д. В общем, массовое сознание в очередной раз оказалось взбудоражено.
Конечно, специалистам (как, впрочем, и всем людям, хотя бы немного знакомым с математической статистикой) ясно, что сами по себе опубликованные цифры не говорят ни о чем. Годовой отчет IATA несет важные данные, но рассматривать их следует аккуратно, интерпретируя в свете долгосрочных тенденций; нельзя вырывать их из контекста. Другими словами, информация за 2006 г. — очередные точки на графике, причем экстраполировать этот график в будущее мы не умеем. Данные Ространснадзора за 1995-2006 гг. (посмотреть их можно, в частности, в "Ежегоднике АТО — 2007") показывают, что на протяжении этого периода частота авиационных происшествий и количество катастроф постепенно снижаются. Безусловно, нельзя говорить, что все у нас замечательно, но и истерики неуместны. Воздушный транспорт остается самым безопасным, особенно в России, где на дорогах ежегодно гибнет 35 тыс. человек, но это воспринимается как неизбежная данность, на которую СМИ особого внимания не обращают.
Буквально через несколько дней после публикации отчета IATA рабочая группа комитета по безопасности полетов Еврокомиссии, ознакомившись с работой ряда российских авиакомпаний в Москве и Санкт-Петербурге, отметила положительную динамику в совершенствовании системы обеспечения безопасности полетов у восьми из девяти авиакомпаний, получивших в начале года замечания по результатам проверок по программе SAFA (см. АТО # 77, с. 6). В Минтрансе говорят, что уже в начале июля планируется принятие рекомендованной ICAO для всех стран государственной программы безопасности полетов, на основе которой соответствующие собственные программы должны будут внедрить все эксплуатанты ВС, аэропорты и организации по управлению воздушным движением (см. АТО # 76, с. 24).
Так что работа ведется. Другое дело, что представители отрасли не слишком-то рекламируют свою деятельность, а представители СМИ не слишком-то ею интересуются. Результатом, как всегда, остается весьма искаженное мнение общественности о воздушном транспорте. Поэтому работу надо продолжать.
"Авиатранспортное обозрение" вносит посильный вклад в решение этой проблемы не только публикациями, но организацией первой профессиональной конференции "Безопасность авиатранспортного комплекса", которая состоится 5-6 июня в Москве.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent