«Атлант-Союз» поддержит небо
Авиакомпания правительства Москвы подготовила весьма амбициозную программу своего развития: за пять лет компания намерена выйти на второе место среди российских перевозчиков. Это начинание может благотворно сказаться на российском рынке гражданской авиации.
Сообщение о планах "Атлант-Союза" прозвучало в эфире радиостанции "Сити-FM". В подготовленной стратегии развития авиакомпании говорится, что ее объем пассажироперевозок через пять лет должен составить 8 млн чел. в год, а маршрутная сеть будет соединять 50 городов мира. Сейчас "Атлант-Союз" выполняет перевозки в 13 городов, преимущественно по России. По итогам 2009 г. компания перевезла почти 971 тыс. пасс., переместившись при этом в рейтинге российских авиакомпаний на 14-е место с восьмого, которое компания занимала в 2008 г. (тогда компания перевезла почти 1,428 млн пасс.).
Сокращение объемов было связано не только с глобальным финансовым кризисом, но и с рядом причин в самой авиакомпании, из-за чего она сильно снизила чартерные перевозки, переместившись в рейтинге на международных воздушных линиях с пятого места на восьмое. На внутрених линиях в 2009 г. "Атлант-Союз" перевез свыше 143 тыс. пасс., выйдя по этому показателю на 27-е место (в предыдущем году по этому показателю авиакомпания вообще не попала в рейтинг 45 перевозчиков, т. е. перевезла меньше 58 тыс. чел.).
Понятно, что при такой стартовой позиции и динамике развития за прошедший год стратегия "Атлант-Союза" выглядит весьма амбициозно. Наверное, это правильно, ведь ставить цель подняться с 14-го места, скажем, на 12-е — это и на цель не похоже, так, текущая работа. Парк авиаперевозчика через пять лет должен насчитывать 90 ВС, в том числе 62 борта российского производства. Финансировать программу развития авиакомпании московские власти готовы из бюджета столицы.
Не будем рассуждать о реализуемости этих планов, тем более что на заветное второе место в рейтинге метят как минимум несколько российских авиаперевозчиков. Да и насчет первого места, честно говоря, загадывать не стоит. Интереснее, на мой взгляд, сейчас другое.
Я расчетов не проводил, но сильно подозреваю, что невозможно реализовать заявленные цели (8 млн пасс. и 50 пунктов назначения), оставаясь в рамках существующей бизнес-модели "Атлант-Союза", базирующейся на международных чартерах плюс незначительных пока регулярных региональных перевозках в основном на внутренних линиях. Необходим активный выход на рынок международных регулярных перевозок, который в России, как известно, зарегулирован двусторонними межправительственными соглашениями о воздушном сообщении.
И тут видится два пути. Можно добиваться, чтобы на каких-то маршрутах "Атлант-Союз" становился дополнительным назначенным перевозчиком. Это требует некоторого пересмотра межправсоглашений, при том что ряд стран, в первую очередь представители Евросоюза, настаивает на полном отказе от этих соглашений и их замене на многостороннее "горизонтальное" соглашение между Евросоюзом и Россией. Так что уточнять существующие соглашения у них желания нет, а в России есть много сторонников сохранения существующей системы, в которой большинство коммерческих прав и назначений осталось за "Аэрофлотом" как правопреемником старого советского "Аэрофлота".
Второй путь более радикальный: выступить за либерализацию рынка международных перевозок в России. Тогда рынок откроется не только для "Атлант-Союза", но и для других авиакомпаний, тоже стремящихся к международным регулярным перевозкам.
Нельзя загадывать, как поведет себя московское правительство. Однако весьма увлекательно выглядит сама возможность того, что эта чрезвычайно влиятельная и весьма действенная структура может поддержать разумную либерализацию рынка (а о мгновенном отказе от всех ограничений говорить и не приходится). До сих пор российским авиакомпаниям, выступающим за либерализацию, не удавалось заметно продвинуться на этом пути. Быть может, забота правительсва Москвы о своем авиаперевозчике поможет и остальным.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent