Евросоюз начал атаку с тыла
Европейская комиссия начинает судебные разбирательства против Германии, Франции, Финляндии и Австрии с целью добиться пересмотра двусторонних соглашений о воздушном сообщении (СВС) между этими странами и Россией, которые, по мнению чиновников ЕС, нарушают законы Евросоюза о едином рынке и свободной конкуренции. Также ведется расследование в отношении 23 аналогичных соглашений между другими странами Евросоюза и Россией.
Отношения между ЕС и Россией на протяжении нескольких лет находились в замороженном состоянии. Ключевые требования Евросоюза — подписание многостороннего "горизонтального" соглашения об открытом небе между ЕС и Россией и отказ от системы компенсационных платежей по транссибирским маршрутам (ТСМ) — Россия считает неприемлемыми, хотя и взяла на себя обязательство пересмотреть систему ТСМ в 2013 г.
Не видя подвижек со стороны России, Евросоюз в свою очередь старался блокировать любые модификации двусторонних СВС стран-участников с Россией, в том числе направленные на либерализацию воздушного сообщения, настаивая на том, что все изменения должны проводиться в рамках будущего многостороннего соглашения. При этом многие страны по тем или иным причинам не склонны радикально пересматривать свои СВС с Россией (характерный пример — дуополия Air France и "Аэрофлота" на линии Париж—Москва, разрушать которую ни одна из сторон явно не заинтересована). Нынешний шаг чиновников ЕС, очевидно, должен вынудить европейские страны занять гораздо более активную позицию на переговорах с Россией.
Евросоюз представляет собой важнейший для российских перевозчиков международный рынок (его доля составляет 60%, а с учетом восточноевропейского и средиземноморского регионов, движущихся в русле политики ЕС, — около 70%), и проблема развития отношений с ним имеет много аспектов.
Прежде всего необходимо отметить, что Евросоюз как наднациональная структура не является субъектом международного воздушного права — ЕС как таковой не подписывал Чикагскую конвенцию о гражданской авиации и не является членом ICAO, органа ООН, координирующего действия государств в области гражданской авиации. В ряде случаев чиновники ЕС ведут переговоры с другими странами, получив соответствующие мандаты со стороны стран-участников. Но российская делегация на двусторонних переговорах о воздушном сообщении, ссылаясь на конфиденциальный характер переговоров, просит европейских чиновников покинуть зал, и те вынуждены подчиняться. В целом в Европе имеет место определенная конкуренция между общеевропейскими и национальными властями, и эти политические аспекты, очевидно, привносят дополнительные особеннсти. В нынешней ситуации с судебными исками явно прослеживается стремление еврочиновничества продемонстрировать, кто главнее.
По существу вопросов, поднимаемых Евросоюзом, тоже нет однозначно правильного простого решения. Либерализация международного сообщения, безусловно, крайне необходима большинству российских авиакомпаний. В первую очередь необходимо отметить сильнейших российских перевозчиков — "Трансаэро", S7 Airlines и UTair. Крупнейшая компания "Аэрофлот", будучи назначенным перевозчиком по большинству направлений, очевидно, заинтересована в гораздо более консервативном подходе к либерализации. Необходимо выработать единую политику, учитывающую баланс интересов различных перевозчиков. Кроме того, на фоне нынешних европейских инициатив Россия не может просто занимать глухую оборону. Вероятно, требуется начало диалога и запуск работы над многосторонним соглашением с Евросоюзом, но принимать его следует поэтапно, оговаривая какие-либо ограничения, — ведь вовсе не требуется либерализовать все и сразу. Зато обвинения в неконструктивной политике России сразу прекратятся. Более того, мне кажется, что российские авиакомпании смогут составить европейским перевозчикам гораздо более серьезную конкуренцию, чем те ожидают.
Что касается проблемы компенсационных платежей по ТСМ, здесь у России, на мой взгляд, есть просто уникальная возможность. Как известно, с 2012 г. европейская система торговли квотами на выбросы газов, ETS, распространяет свое действие на гражданскую авиацию, в том числе и на авиакомпании других стран, летающие в Европу. В качестве ответной меры Россия могла бы потребовать собственные экологические платежи, в частности и за рейсы, не совершающие посадки на ее территории, то есть за полеты по ТСМ. Таким образом вполне можно было бы отказаться от ставшей анахронизмом системы компенсационных платежей, заменив ее на современный и вполне понятный европейцам экологический налог. Момент для этого самый подходящий. Главное — перехватить инициативу.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade