Новое поколение SSJ NG отложили до лучших времен

Минпромторг РФ приостановил финансирование проекта создания самолета нового поколения Sukhoi Superjet New Generation (SSJ NG), сообщает агентство РИА Новости со ссылкой на заместителя министра промышленности и торговли Юрия Слюсаря. Соответствующее заявление было сделано во время совещания под председательством вице-премьера РФ Дмитрия Рогозина.
"Мы сейчас приостановили финансирование разработки SSJ New Generation. Перенесли работы за 2016 г., чтобы сосредоточить ресурсы на доработке, долечивании "детских болезней" SSJ 100", — сказал Слюсарь. По его словам, на это предусмотрено выделить порядка 4 млрд руб.
О планах по созданию SSJ NG глава Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) Михаил Погосян заявил в 2012 г. Новый самолет вместимостью 130–140 кресел должен занять нишу между SSJ 100 и МС-21, которые рассчитаны примерно на 90–100 и 150–200 пасс.
Комментируя решение, озвученное на совещании у Дмитрия Рогозина, ОАК заявила о том, что для версии SSJ NG были определены технические параметры, а также проведена оценка рынка необходимых ресурсов, так что начальная стадия проекта уже пройдена. Однако полного запуска программы пока нет, и на этой стадии развитие проекта SSJ NG не требует существенных инвестиций, так что ОАК способна финансировать его самостоятельно, проводя дополнительные технические исследования с целью обеспечить проекту неоспоримые конкурентные преимущества по сравнению с самолетом Bombardier CSeries. Как говорят представители ОАК, "мы видим, что в 2016 г. появится окно возможностей для запуска разработки нового конкурентоспособного самолета и получения необходимых ресурсов после того, как имеющаяся платформа SSJ 100 будет существенно модернизирована, а МС-21 будет приближаться к сертификации в 2017 г.".
Что касается Sukhoi Superjet 100, то предусмотренное финансирование будет направлено на расширение возможностей бортовой авионики, создание модификации повышенной вместимости (на 103–108 кресел) и дальнейшую весовую оптимизацию. Также планируется оснастить самолет законцовками крыла, что, как ожидается, позволит увеличить топливную эффективность на 3–5%.
Комментируя ситуацию с 130-местным самолетом, ОАК говорит о том, что его база не будет прямой производной от SSJ 100. Этот самолет должен аккумулировать лучшие технические решения SSJ и МС-21, а также новые достижения и вписаться в продуктовую линейку ОАК так, чтобы полностью перекрыть сегмент самолетов в диапазоне 100–180 мест с существенной унификацией между различными базами.
Попробуем передать смысл всего вышесказанного, насколько мы его поняли, — попроще и своими словами.
Первый банальный тезис заключается в том, что в современном гражданском самолетостроении уже лет 25 как проектируют не отдельные самолеты, а целые унифицированные семейства, перекрывающие широкий диапазон вместимости (переломным моментом, вероятно, следует считать создание семейства Airbus A320, все члены которого изначально проектировались как семейство, а не как попытки выжимания дополнительных возможностей из уже существующего самолета).
В семействе Sukhoi Superjet, создававшемся в рамках требований государственного конкурса на российский региональный самолет (ага, RRJ), жизнеспособной оказалась только самая старшая, 95-местная версия SSJ 100. Про 60-местную версию перестали вспоминать совсем давно, про 75-местную к моменту первой выкатки SSJ 100 говорили, что займутся ею, если появятся заказы. Которые, естественно, не появились.
Дальнейшее увеличение вместимости SSJ 100 связано с рядом технический сложностей, поэтому, как и сказано в комментарии ОАК, 108-местную версию можно попробовать, а 130-местный самолет на базе SSJ 100 напрямую не сделать.
С другой стороны, исторически сложилось так, что проект магистрального самолета XXI века МС-21 оказался совершенно перпендикулярен, если можно так выразиться, программе SSJ 100. Этому способствовало множество объективных и субъективных факторов, и в результате МС-21 не имеет практически ничего общего с SSJ 100. Речь не о габаритах фюзеляжа и не о композитном крыле, а о том, что составляет сущность современных самолетов (бортовом оснащении, авионике и системе управления), поскольку современный самолет — гораздо в большей степени компьютер, а не планер. Долгое время оба проекта развивались, как будто намеренно игнорируя друг друга. И сейчас ситуация зашла слишком далеко: SSJ 100 летает и находится в серийном производстве, а у МС-21 заключены контракты с основными поставщиками.
Вот тут и выясняется, что обсуждаемый промежуточный 130-местный самолет должен создать, так сказать, семейство из SSJ 100 и МС-21, чудесным образом совместив несовместимое, при том что простое укорачивание МС-21 до 130-местной версии так же абсурдно экономически, как и простое удлинение SSJ 100 невозможно технически.
Лучшее, что можно придумать в такой ситуации, — это перестать финансировать проект SSJ NG, каким бы он ни был.
В 2016 г. поглядим. В какой степени получится развить SSJ 100. В какой степени получится продвинуться с МС-21. Тогда по крайней мере, может быть, станет понятно, с какой вообще стороны подступаться к 130-местной машине. А может, и не нужно будет к ней подступаться.
Востребованность на рынке самолетов емкостью 130–140 кресел сейчас обсуждается в связи с ожидаемым началом полетов самолета CSeries производства канадской Bombardier. Самолет CS100 из этого семейства рассчитан на 108–125 мест, CS300 изначально предназначался для перевозки 130–149 пасс., однако в дальнейшем производитель предложил уплотненную компоновку, в которой можно перевозить до 160 чел. К моменту авиасалона в Ле-Бурже в этом году Bombardier удалось получить твердые заказы почти на 200 ВС этого типа, однако на рынке считают, что даже такое количество свидетельствует о невысоком успехе самолета среди авиакомпаний.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade