Осенний пилотаж
Переход из лета в осень — самый сложный период в гражданской авиации, и это связано не с традицией, а с экономикой воздушного транспорта. В связи с сезонностью авиаперевозок доходы и расходы авиакомпаний меняются циклически, но кривая доходов смещена вперед по фазе и опережает кривую расходов. Поэтому в весенне-летний сезон, при росте пассажиропотока, доходы авиакомпании в каждый момент времени превышают расходы, что создает видимость устойчивого и прибыльного бизнеса. Однако в осенне-зимний сезон ситуация меняется на противоположную — авиакомпания работает с убытком, и очень важно, чтобы накопленных финансовых резервов хватило для его покрытия, в противном случае возникает угроза кассового разрыва, приходится брать новые кредиты, обслуживание которых требует дополнительных расходов, а по мере роста задолженности возможностей перекредитоваться остается все меньше. Именно поэтому банкротства авиакомпаний чаще всего происходят в конце лета и начале осени.
Ситуация текущего года не внушает особого оптимизма. Рост цен на топливо продолжается как минимум с начала 2018-го, к настоящему моменту он составляет около 30%, так что дополнительные расходы на топливо для российских авиаперевозчиков в этом году оцениваются на уровне не менее 50 млрд руб. Переложить их на пассажиров через топливные сборы получится только частично: платежеспособный спрос и так ограничен, а конкуренция пока высока.
Более того, авиакомпании продолжают увлекаться "восстановительным" ростом. Кавычки тут полностью уместны, поскольку рост провозных емкостей на 15% никак не оправдан при среднегодовом росте пассажирооборота менее 10% (в январе было около 15%, в первом полугодии — 11,3%, а к концу года будет еще меньше). Коэффициент коммерческой загрузки пока остается высоким. В пользу авиакомпаний — и это, пожалуй, единственная позитивная роль в общей ситуации — играет макроэкономическая ситуация. ВВП в первом полугодии вырос на 1,6%, а номинальная заработная плата — на 11,2%. Однако продолжающаяся девальвация рубля снижает спрос на МВЛ и валютную выручку авиаперевозчиков, тогда как лизинговые платежи и другие валютные издержки остаются серьезной статьей расходов авиакомпаний. В этой ситуации для сохранения загруженности кресел авиакомпании в большей или меньшей степени дополнительно вынуждены стимулировать спрос за счет своих тарифов.
В результате по итогам I полугодия четыре крупнейших российских сетевых авиаперевозчика ("Аэрофлот", S7 Airlines, "Уральские авиалинии" и UTair) показали суммарное снижение операционной прибыли примерно на 18 млрд руб. В силу конкуренции авиакомпании второго-третьего эшелонов не могут вести независимую ценовую политику. Это означает, что их прибыль тоже снижается, а вероятнее всего, растут убытки, поскольку именно средние по размерам компании наиболее значительно увеличили свои провозные емкости.
В сложившейся ситуации трудно прогнозировать что-то хорошее. Однако и более точные прогнозы становится делать все труднее. Трендом последнего времени стали все более активные запреты на публикацию своих производственных показателей со стороны участников отрасли — авиакомпаний и аэропортов. Финансовую информацию по ряду компаний и раньше найти было трудно или невозможно, но по крайней мере валовые показатели позволяли делать какие-то выводы. Сейчас в таблицах, которые публикует на своем сайте Росавиация, становится все больше звездочек, которые скрывают данные. Мы напрямую столкнулись с этой тенденцией при работе над "Ежегодником АТО" (в нем, кстати, звездочек не так много, так что рекомендую покупать, пока не поздно). Но звездочек становится все больше. Если так будет продолжаться, в статистике останутся одни звездочки, и переход на гужевой транспорт останется незамеченным. По крайней мере, в отчетности.
Разумеется, хочется пожелать отрасли воздушных перевозок успешно преодолеть все трудности. Мы их давно уже преодолеваем, будем продолжать.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade