Расписание на зиму
Xорошая новость заключается в том, что по состоянию на начало октября ни одна из действующих российских авиакомпаний полеты не прекратила.
Это означает, что авиаперевозчикам удалось худо-бедно преодолеть риск кассового разрыва, который всегда подстерегает авиакомпании при переходе из высокого весенне-летнего сезона в низкий осенне-зимний.
Плохая новость в том, что высокий сезон оказался не особенно высоким, то есть финансовое положение авиакомпаний заметно ухудшилось, несмотря на рост перевозок (на 11,3% в I полугодии 2018 г. по сравнению с тем же периодом 2017 г.). Остаются надежды на III квартал, финансовые результаты которого пока не опубликованы, но в I полугодии отрасль понесла убыток в размере 40,75 млрд руб. (за аналогичный период 2017 г. убыток составил 18,21 млрд руб.). Принципиальной новостью стало и получение убытка по ранее стабильно доходному сегменту международных воздушных линий. По информации директора Центра экономического мониторинга, анализа и прогнозирования ГосНИИ ГА профессора Александра Фридлянда, при инфляции в I полугодии 2018 г. на уровне 2,3% удельные операционные расходы авиакомпаний выросли на 12,8%, расходы на аренду и лизинг — на 7,9%, расходы на авиаГСМ — на 29,5%. То есть авиакомпании понесли убытки в основном из-за авиатоплива.
Основная причина в том, что перестал работать механизм так называемого естественного хеджирования, который долго действовал в России как в нефтедобывающей стране, — традиционно повышение цен на нефть и нефтепродукты сопровождалось (и компенсировалось) укреплением курса рубля. С весны 2018 г. в силу ряда обстоятельств эта зависимость нарушилась, и авиакомпании впервые столкнулись с резким удорожанием авиатоплива на фоне столь же значительной девальвации рубля. Более подробно ситуация с авиатопливом описана на сайте ATO.ru. Отмечу только самые яркие, на мой взгляд, цифры. По данным АЭВТ, 48 млрд рублей составил рост расходов авиакомпаний на керосин, из них только 8 млрд пошло на рост объема перевозок, а 40 млрд было потрачено из-за увеличения стоимости авиатоплива.
Очевидно, что в такой ситуации растет кредитная нагрузка на отрасль. Частично авиакомпаниям удается получать беспроцентные кредиты от пассажиров за счет предварительной продажи билетов, однако этот ресурс ограничен. Можно ожидать, что отрасль перезимует, продолжая накапливать убытки и долги, а с началом высокого сезона 2019 г. авиакомпании постараются нарастить перевозки в надежде заработать побольше, но для этого тоже потребуются кредиты. Удастся ли заработать за лето, принимая во внимание нынешнюю удручающую картину, — большой вопрос. Так что приходится с грустью прогнозировать, что примерно к сентябрю 2019 г. риски кризисной ситуации в отрасли существенно вырастут.
Но это может произойти и раньше, поскольку в следующем году меняется налоговая политика государства. Подробнее вопрос об НДС рассмотрен в статье "Ставка на внутренний спрос" в этом номере. Главный вывод в том, что льготы по НДС оказывают определенный стимулирующий эффект, но в случае отмены этих льгот последствия окажутся крайне тяжелыми.
48 млрд рублей составил рост расходов авиакомпаний на керосин, из них только 8 млрд пошло на рост объема перевозок, а 40 млрд было потрачено из-за увеличения стоимости авиатоплива.
Таким образом, ситуация в отрасли остается сложной, финансовые риски продолжают расти. Что ж, легко никогда не было и не будет, однако в сложные времена одним из факторов, позволяющих преодолеть кризисную ситуацию, может стать освоение новых технологий, цифровое развитие и другие инновационные процессы в отрасли. Именно этим темам посвящен 16-й международный авиатранспортный форум "Крылья будущего", который пройдет в Москве 14–15 ноября. Это крупнейшее евразийское авиационное событие, где ведущие международные эксперты и участники рынка поделятся свежими взглядами на будущее различных сегментов гражданской авиации, а также обсудят текущую ситуацию и перспективы развития отрасли. Поэтому приглашаю всех поучаствовать — будет интересно.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent