Разбор неполетов

snow
snow

Многие сотни, если не тысячи, пассажиров еще остаются в аэропортах Домодедово и Шереметьево, а призывы разобраться и наказать виновных звучат все сильнее. Министр транспорта Игорь Левитин комментирует эту тему весьма сдержанно, подчеркивая, что сначала надо решить проблемы пассажиров, а только потом подсчитывать убытки, изучать причины и искать виновных. Но некоторые деятели в поисках политического капитала (а пострадавшие пассажиры, безусловно, тема благодатная) уже потребовали отставки Левитина, в аэропорты с проверками уже отправилась прокуратура, средства массовой информации уже пытаются выставить всем оценки, кто как сработал. В общем, завертелось.

Кто виноват в природном катаклизме?

Российский Воздушный кодекс (ВК), будучи самым изумительным в мире нормативном актом, затрагивающим данную тему, возлагает ответственность на авиаперевозчика. Поэтому авиакомпаниям, так или иначе, придется ответить за ледяной дождь.

Разумеется, надо понимать, что авторы ВК, создавая документ около 15 лет назад, имели в виду нечто иное, подразумевая, что авиакомпания, задержавшая рейс по погодным условиям, должна элементарно позаботиться о своих пассажирах. Никто с этим не спорит, но формулировка оказалась такой всеобъемлющей, что под нее подпадают природные явления, которые во всем мире трактуются как форс-мажорные обстоятельства, препятствующие выполнению договора, в том числе и договора воздушной перевозки.

Разумеется, все можно предусмотреть, вопрос только какой ценой? Можно было бы построить в аэропорту Домодедово гостиницу на 12 тыс. мест, а в Шереметьево — на 6–8 тыс. мест (именно так сейчас весьма приблизительно оценивается количество попавших в беду пассажиров). И никаких проблем вот сейчас бы не возникло. Вот только все остальное время стояли бы эти гостиницы практически пустыми, а за их строительство и дальнейшее содержание платили бы пассажиры. Мы, пассажиры, привычно ворчащие на дороговизну авиаперевозок, к этому готовы? Или через бюджет поделить на всех налогоплательщиков, в том числе на тех, кто никогда в жизни из-за отсутствия денег никуда не полетит, — это справедливее?

Разумеется, я утрирую ситуацию. Немалую долю застрявших пассажиров составили жители Москвы, которые могли бы уехать домой и там дожидаться нормализации обстановки. Сократив требования на размеры гостиницы в Домодедово в три раза, получаем 4 тыс. мест — именно столько вмещала закрытая сейчас на глубокую реконструкцию гостиница "Россия", вошедшая в книгу рекордов Гиннеса и получившая статус крупнейшего отеля Европы. Нужна такая в Домодедово?

Впрочем, прикидывая масштабы здания, можно понять, что в случае отказа энергоснабжения, какой произошел в Домодедово (и существенной части Подмосковья), катаклизм получится ничуть не меньше, чем в самом терминале аэропорта. Можно, разумеется, и в этой ситуации принять меры на будущее. Не уточнял, возможна ли технически подземная прокладка кабелей, обрыв которых обесточил аэропорт (кстати, сразу от двух подстанций в Подольске и в поселке Володарского, существенно географически разнесенных — в 15–20 км от аэропорта к западу и северо-востоку соответственно). Потребляемая мощность аэропортового комплекса Домодедово — 23 МВт. Допустим, без блеска рекламы и других не важных подсветок можно обойтись. Строительство газотурбинной электростанции производства НПО "Сатурн" на 16 МВт стоит около 500 млн руб., хотя нужен еще подвод газа. Как говорят производители, поскольку энергия будет дешевле, проект окупится (правда, если использовать его как основной источник, а не резервный) через несколько лет. Но кто сейчас проинвестирует, пассажиры? Сомневаюсь, что те, кто не попал в нынешнюю беду, проявят особый энтузиазм.

Тем не менее министр транспорта Игорь Левитин уже сказал, что для крупных аэропортов надо задуматься над обеспечением автономных источников питания, хотя стоят они очень дорого, и этот вопрос, видимо, найдет отражение в нормативной базе.

К нормативной базе есть и другие вопросы. Аэропорт Домодедово после обесточивания, по идее, надо было просто закрыть, чтобы не накапливать в нем пассажиров, но на каком основании? Для этого нужны соответствующие поправки в регламенте работы аэропорта, иначе должностное лицо, принявшее правильное, по-существу, решение, рискует получить обвинение в превышении полномочий (а желающие обвинить найдутся). Кроме того, надо совершенствовать и регламент работы авиакомпаний, поскольку, признает министр, нынешняя форс-мажорная ситуация показала, что должного взаимодействия между авиакомпаниями и аэропортами не было. Именно вопросы технологии работы, насколько я понял, имел в виду Игорь Левитин на встрече с журналистами 28 декабря, говоря о том, что у министерства есть вопросы к менеджменту, однако эта цитата, вырванная в срочных сообщениях информагентств из своего контекста, зазвучала совсем по-другому. Хотя, как показала практика, сотрудники аэропортов действительно не умеют разговаривать с пассажирами и решать даже небольшие проблемы в довольно стандартных ситуациях (положим, когда пассажирам долго не доставляют багаж).

Так что не стоит делать поспешные выводы. Люди попали в беду, и надо им помочь. Все стараются, как умеют и как могут. Наверняка что-нибудь могло бы быть сделано лучше, наверняка кто-нибудь не хочет брать на себя лишнюю ответственность. Неспроста, кстати, на разруливании ситуации в Шереметьево безвылазно сидит замминистра транспорта Валерий Окулов, а в Домодедово — руководитель Росавиации Александр Нерадько, которые и берут на себя ответственность при решении нестандартных вопросов. А ведь и с них спросить желающие тоже, наверное, найдутся. 

Наверное, что-то и можно было предусмотреть. Например, если бы "Аэрофлот" сделал троекратные запасы противообледенительного средства (компания сама занимается обработкой своих самолетов в Шереметьево), столь острой ситуации можно было бы избежать. Но если бы не прошел ледяной дождь, эта жидкость долго оставалась бы невостребованной, а ведь ее и хранить где-то надо. Излишняя предусмотрительность, увы, тоже чревата наказаниями.

В общем, нельзя все раскрасить в черное и белое, хотя попытки, несомненно, будут. В европейских форс-мажорах, вызванных весенним извержением исландского вулкана Эйяфьятлайокудль и недавними снегопадами, ситуация была примерно такой же. Пока все идет нормально, мы верим в свою власть над стихией, хотя природа иногда напоминает нам об обратном.

Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.

Комментарии

Аватар пользователя КЛМ

В эти дни мы имеем последствия непродуманной и безоглядной "оптимизации" всего и вся в ГА. Никому и никогда не удастся предусмотреть все на случаи форс-мажора, но вполне по силам сделать так, чтоб уйти от ущербной схемы авиаперевозок, когда около 90% из них осуществляется через Москву и паралич одного из столичных аэропортов ( не приведи господь-двух!) приводит к остановке большей части ГА в России согласно эффекту домино. Тогда возможно и не придется Нерадько с Окуловым сидеть в аэропортах,а вместо этого они будут заниматься своими основными обязанностями. Все остальное - последствия этой главной причины, которые высветили все копившиеся годами проблемы в ГА: это и подготовка кадров, и волюнтаризм и кумовство при назначени руководителей всех звеньев, и слабое понимание большинством владельцев авиакомпаний и аэропортов ( про всех так сказать не могу )самой сущности деятельност ГА, поскольку видят свои владения и то, как они работают, либо из окна кабинета или автомобиля, либо через призму ЗОЛ и Д. Мы имеем то, к чему шли долгие годы, претворяя в жизнь безумные идей господина Левитина, коих он в эти дни озвучил немеренно в очередной раз.

Просто нет слов коллеги
вчера рулил после посадки в ДМД больше 4часов до стоянки
Обиднее всего что иностранные борты более или менее как-то обслуживались с нашими самолетами полная лажа
Экипажи сами искали трап , тягач , облив,автобусы для паксов и т.д
Это был реальный хаос
Как верно заметил коллега из Вима назвав нас Быдлом
обидно

Аватар пользователя miuz

Ну это не разбор, а поверхностный обзор...
Что происходило на самом деле? Т.к. информация в основном поступала из новостей...
Какие "грандиозные" решения принимали министерские шишки?
Как работало МВД? (Ходят слухи, что их стараниями обычные такси не могли попасть в аэропорты)
Как работал общественный транспорт? (Или ему тоже автономные источники энергии нужны?)
Что делало МЧС? Или это не чрезвычайная ситуация?
Ну и уж само собой - как работали службы аэропортов и авиакомпании?
И есть ли кто-то, кто сработал хорошо, у кого можно поучиться?
И т.д. и т.п.

Последствия непогоды МОЖНО было свести к минимуму.
Но судя по результату, подавляющее большинство руководителей, либо не рискнуло взять на себя ответственность, либо не способно было это сделать.
Но ответственность за такой результат должна быть еще жестче!

Аватар пользователя Алексей Синицкий

На такой разбор, как Вы говорите, я и не претендую, нет у меня для этого ни необходимой информации, ни достаточной компетенции. Я просто обращаю внимание (и в продолжении этой темы тоже) на то, что тщательный серьезный разбор заменяется поверхностной торопливой разборкой с поиском и наказанием виновных, так сказать. Опять же, я не о том, что никто не виноват. Просто нам сейчас, сидя в теплых креслах перед компьютерами, довольно легко рассуждать о том, как "МОЖНО" было все сделать. А вот если бы мы сидели в тех пунктах Подмосковья, где энергоснабжение только сейчас восстановили, а может, даже еще и не восстановили, рассуждать было бы труднее. И в аэропортах было бы очень трудно рассуждать. А вот если бы мы с вами все это время занимались решением этих проблем, нам было бы совсем не до рассуждений, как все это "МОЖНО" было бы сделать. Ведь тезис "приехал бы главный начальник и во всем разобрался" свидетельствуют о том, что без ручного управления главным начальником, действующим по обстановке, не считаясь с нормативной базой, существующая система не способна обрабатывать сбойные ситуации (а иногда уже и штатные ситуации обрабатывать неспособна). Вот в этом проблема, и простым ужесточением ответственности, как, впрочем, и любой другой простой мерой, ее не решить. А назначить  сейчас нескольких "виновных" и примерно наказать их -- это успокоить общественность и забыть о проблеме до следующей беды. Кто сейчас про летние пожары вспоминает, а?

Аватар пользователя miuz

Я вообще не сторонник искать виноватых.
Предпочтительнее выявлять "неспособных" и явные проблемы.
В любой критической ситуации гораздо лучше сделать нужные выводы, чем искать "козлов отпущения". (На Вашем же примере расследования авиакатастроф)
Т.к. горе как раз в том, что система действительно малоспособна обрабатывать сбойные ситуации.
Но есть серьезный момент в том, что при масштабных сбоях, часто должны быть задействованы не только разные организации, но и целые ведомства, министерства и даже правительство.
Зачем нам правительство и министерства, которые неспособны решать относительно небольшие проблемы? (Я не к тому, что их нужно "скинуть", а тому, что им тоже нужно "мозги вправить").
Ужесточение нормативов тоже не лучший путь, т.к. бояться за "свой зад" будут еще больше.
Лично я полагаю, что наиболее приемлемым выходом из ситуации была бы выплата компенсации пассажирам (пусть даже относительно символической), исследование проблем, принятие решения по возможным мерам недопущения или минимизации возможных проблем в будущем, и самое главное - отработка реального действия и взаимодействия в учебных условиях.
Например, в Японии постоянно проводятся учения по поведению при землетрясениях. А у нас могли готовиться только к атомной войне?
Те кто просто ищет виноватых и есть паникеры, и трусы, а самое главное - неспособные к серьезной работе.

Аватар пользователя miuz

Мы с Вами тут, конечно, не сможем провести серьезного анализа конкретной ситуации и дать свои "рецепты" для их решения.
Но, попытаться остудить жаждущих "крови" и призвать к профессиональным и компетентным действиям, вполне можем.
Тем более, что схема таких действий почти всегда одинакова в любой сфере, хоть в армии, хоть на любом производстве и т.д. и т.п.
- ПОМОШЬ пострадавшим,
- Исследование проблем,
- Нахождение решения,
- Отработка действий на будущее (учеба).
Ни чего нового...

Аватар пользователя Алексей Синицкий

согласен полностью.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.