Техническая сторона катастрофы Ту-204
Информация, опубликованная 24 января на сайте Межгосударственного авиационного комитета (МАК), позволяет сделать некоторые выводы о технических причинах катастрофы самолета Ту-204 (RA-64047) авиакомпании Red Wings, случившейся 29 декабря 2012 г. в аэропорту Внуково.
Прежде чем процитировать сообщение МАК полностью, предварим его некоторыми пояснениями.
Самолет выкатился за пределы концевой полосы безопасности ВПП и разрушился из-за того, что после приземления у него не сработали реверс двигателей и тормоза. В полете эти системы деактивированы, включить их можно только после того, как автоматика самолета получила информацию о приземлении. Это происходит в результате обжатия стоек шасси — коснувшись ВПП, самолет своим весом давит на стойки шасси, амортизаторы сжимаются и концевой выключатель передает в систему управления сигнал о приземлении. По словам специалистов, у Ту-204 автоматический выпуск воздушных тормозов и интерцепторов, а также перекладка створок реверсивных устройств двигателей и подача давления в тормоза колес происходит только после обжатия обеих основных опор шасси — этот факт чрезвычайно важен для понимания ситуации. В процессе посадки, как следует из сообщения МАК, обжатия обеих опор, к сожалению, не произошло. Включение реверса вело только к ускорению самолета, поскольку тяга двигателей возрастала, а створки реверсивных устройств, которые должны отклонять поток газов из двигателя вперед по ходу движения самолета, оставались в убранном положении. При увеличении скорости самолета росла и подъемная сила крыла, из-за чего давление на стойки только снижалось. В результате самолет на большой скорости выкатился за пределы аэропорта, причем уже после выкатывания после обжатия обеих стоек произошла активация тормозов и системы реверса, но было поздно.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
Комментарии
Нурлан Гайнеденов
пт, 25/01/2013 - 12:44
Пусть земля погибшим будет пухом. Соболезную родным, близким, знакомым. Я, "немного" разбираюсь в авиатехнике (закончил- КИИГА), позвольте прокоментировать результаты расшифровки МСРП. Цитата из статьи- "Все ли экипаж делал правильно, оставались ли у них какие-то шансы?" Считаю что никаких шансов то и не было. Штатные системы торможения в данном случае попросту "отключены". Задумайтесь только, при пробеге "отключены" тормозные плоскости, "отключено" торможение колёсами шасси (да оно и не эффективно на больших скоростях), ещё и реверс "номиналит" (почти взлётный режим выдаёт). Более того, уверен, что в РЛЭ Ту-204 данный "отказ" не рассмотрен. Или это не отказ, просто техническая недоработка?! Уважаемая техническая комиссия, прошу Вас, не надо даже и "заикаться" о вине экипажа. Извините за грубость.
APZ
пт, 25/01/2013 - 13:42
В тексте не выделена ключевая, на мой взгляд, фраза: "Выпуск интерцепторов в ручном режиме экипаж не производил".
Один поворот рукоятки "Интерцепторы" (как предписывает п.4.7.1.2(4) РЛЭ) - и на такой скорости машину придавило бы к полосе. Далее амортстойки обжимаются, концевики срабатывают, реверс и колесные тормоза работают штатно.
Алексей Синицкий
пт, 25/01/2013 - 15:16
Анализ действий экипажа и, тем более, оценка этих действий выходят за пределы моей компетенции. Поэтому мы сейчас смотрим только на техническую составляющую. Появится официальное заключение МАК, появятся комментарии специалистов — рассмотрим и их. А пока я выделил из действий экипажа единственный момент, для всех, мне кажется, очевидный — отсечку подачи топлива в двигатели, которая, как мне кажется, позволила избежать пожара и еще большего количества жертв.
Нурлан Гайнеденов
пт, 25/01/2013 - 15:26
Сперва (после касания и срабатывания конц.выкл.)- контроль автоматического выпуска интерцепторов и возд.торм.(КВС+ 2П+ БИ). Потом (и только в случае выпуска интерцепторов и возд.торм.)- РУР до упора. И, привильно рассуждаете представитель APZ. Аналитикам составившим РЛЭ, необходимо ещё несколько сот раз прочитать (и смоделировать при этом все варианты развития всевозможных ситуаций) и доработать РЛЭ. Доводы- экипаж ждёт реверса, а "получает"- номинал.
APZ
вс, 27/01/2013 - 11:25
Изм. №33 (временное) к РЛЭ Ту-204 подписано Кабатовым 30.12.2012.
ALEX5
сб, 26/01/2013 - 19:36
"Включение реверса вело только к ускорению самолета…", Правильно: "…увеличение режима работы двигателей с деактивированным реверсом вело к ускорению самолета, увеличению подъемной силы и уменьшению обжатия стоек шасси..."
Plinker
пт, 01/02/2013 - 06:49
Технику надо доработать. В частности, изменить алгоритм разблокировки реверса и колесных тормозов. Хотя и экипаж тоже постарался, конечно.