Теракт в Домодедово: меры приняты, виновные назначены?
В результате взрыва в зоне прилета аэропорта Домодедово 24 января пострадало множество людей, и мы все выражаем глубокое соболезнование родным и близким пострадавших.
Естестственно, что теракт повлек ужесточение мер безопасности в аэропортах. В срочной телеграмме Ространснадзора предписывается, в частности, "усилить контроль за допуском и нахождением на контролируемой территории аэропортов лиц сторонних организаций и транспортных средств с разовыми и временными пропусками, а также обеспечить 100%-ный досмотр пассажиров, посетителей и их ручной клади, багажа при входах в аэровокзальные комплексы аэропортов".
Реализовать эти меры не так уж сложно. Досмотр на входе в аэропорты был введен осенью 2004 г. после двух терактов. Возложен он был на органы МВД, участие которых в системе обеспечения авиационной безопасности тогда было значительно усилено, причем, отметим, уже тогда это вызывало критику со стороны профессиональных служб авиационной безопасности в аэропортах, поскольку этот шаг привел в том числе к размыванию ответственности.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
Комментарии
Zulu
ср, 26/01/2011 - 02:38
К сожалению, я не знаю какими документами регламентируется АБ в РФ, но в международной практике существует четкая иерархия, это, Приложение 17 к Чикагской Конвенции, которая в свою очередь обязывает государства о принятии Национальных Программ по АБ. Далее, в соответствии с национальными программами по АБ, авиакомпании и аэропорты принимают свои программы по АБ.
В соответствии с тем же Приложением 17:
3.2.1 Каждое Договаривающееся государство требует, чтобы каждый аэропорт, обслуживающий гражданскую авиацию, принимал в письменной форме, осуществлял и
обновлял программу безопасности аэропорта, отвечающую требованиям национальной программы безопасности гражданской авиации.
3.2.2 Каждое Договаривающееся государство обеспечивает наличие в каждом аэропорту, обслуживающем гражданскую авиацию, полномочного органа, на который
возлагается ответственность за координацию работы по осуществлению мер контроля в целях безопасности.
3.2.3 Каждое Договаривающееся государство обеспечивает создание аэропортового комитета по безопасности в каждом аэропорту, обслуживающем гражданскую авиацию, для оказания помощи упомянутому в п. 3.2.2 полномочному органу в его работе по координации осуществления мер контроля в целях безопасности и правил безопасности в соответствии с программой безопасности аэропорта.
Как видно, все завязывается непосредственно на аэропорт, т.е. аэропорт пишет программу, аэропорт создает орган и комитет по АБ.
Далее, в инструктивном материале ИКАО документ 8973 "Руководство по безопасности" (ДСП), написано, что все комитеты и полномочные органы подчиняются непосредственно руководству аэропорта, т.е. если полномочный орган это непосредственно заместитель начальника аэропорта по АБ, то аэропортовой комитет по АБ включает в себя:
в состав комитета должны входить: начальник аэропорта, находящиеся в аэропорту полномочные представители полиции, служб безопасности, иммиграционных, таможенных, почтовых властей, служб связи, управления воздушным движением, медицинских, пожарных и спасательных служб, эксплуатантов воздушных судов и экспедиторов, а также, по возможности, представители организаций служащих и работодателей (что позволит обеспечивать комитет последними данными о профессиональных и технико-эксплуатационных аспектах и своевременно информировать организации служащих и работодателей о мерах и процедурах, которые могут затрагивать их деятельность) и сотрудник по безопасности аэропорта.
Алексей Синицкий
ср, 26/01/2011 - 15:22
Увы, Россия не во всем следует рекомендациям ICAO, предпочитая особый путь. Я пока не успел поговорить со специалистами, но даже по своим крайне поверхностным представлениям полагаю, что в результате внесения после терактов 2004 г. поправок в законы о милиции и об оперативно-розыскной деятельности роль МВД в аэропортах была значительно усилена, а вопросы координации остались непроработанными, т.е. произошло то самое размывание ответственности, о котором я и пишу (там же и ссылки на комментарии к законопроектам). Про государственную программу авиационной безопасности, рекомендованную ICAO. я ничего в России не слышал (может, пропустил?). Есть государственная программа обеспечения безопасности полетов ГА, принятая 6 мая 2008 г., но там авиационная безопасность упоминается только вскользь.
Опять же к вопросу о координации. ICAO рекомендует наличие в стране Межведомственной комиссии по авиационной безопасности, которая на правительственном уровне координирует деятельность всех ведомств по этой проблеме. В России эта комиссия была упразднена в 1998 г. — ее полномочия, если не ошибаюсь, были включены в Межведомственную антитеррористичиескую комиссию, но это противоречило рекомендациям ICAO, которые, как Вы понимаете, тоже не на пустом месте созданы. В 2008 г. была создана Межведомственная комиссия по по авиационной безопасности и безопасности полетов гражданской авиации — это уже ближе к рекомендации ICAO.
Так что можно полагать, что некий координирующий орган у нас есть. Но вот что интересно — на лентах новостей уже появились сообщения о том, что наши спецслужбы знали о готовящемся теракте. Разумеется, к этим сообщениям нельзя относиться с полным доверием, но у меня как у простого обывателя возникает вопрос: если спецслужбы знали, то знала ли Межведомственная комиссия, были ли даны соответствующие распоряжения органам МВД, обеспечивающим контроль на входе в терминалы аэропортов, а также службам авиационной безопасности аэропортов, отвечающим за предполетный досмотр (совместно с органами МВД)? Если не знала, то почему, если знала, то почему органы МВД на входе в Домодедово работали в обычном режиме?
Поясню последний вопрос. Сейчас много говорят о том, что террорист прошел в здание терминала из-за того, что там плохо был налажен контроль. Лично я с такой постановкой вопроса принципиально не согласен, потому что 100%-ный досмотр в нормальных условиях неудобен для пассажиров и требует существенного времени. Выборочный контроль, который осуществлялся во всех аэропортах, был вполне достаточен для условий "мирного" времени. А о том, что время наступило не мирное, не знали, похоже, ни пассажиры, ни Межведомственная комиссия по авиационной безопасности, ни милиционеры у входа в терминал.
Таким образом, главные вопросы, направленные на то, чтобы избежать похожих трагедий в будущем, а не просто принести ритуальные жертвоприношения в виде отставок, заключаются в следующем:
а) если спецслужбы знали о подготовке теракта, то почему милиционеры на входе не знали? (или знали, но ничего не делали?);
б) если спецслужбы не знали, то почему?
Как видим, здесь нет никаких вопросов к менеджменту аэропорта Домодедово. Попытка свалить вину на аэропорт, как мне представляется, направлена на то, чтобы смогли избежать ответственности те, кто действительно за это отвечает.
miuz
пт, 28/01/2011 - 07:36
К огромному прискорбию тема безопасности аэропортов получила скорое продолжение.
В своих комментариях к обсуждению ситуации в Домодедово, когда там не было света я писал, о том, что хорошо, что ни кто не додумался устроить там в то время теракт и что хватило бы даже взрыв-пакета...
Видимо террористы тоже об этом пожалели, но решили хоть как-то наверстать.
НО, никто не сказал о том, что было бы если это произошло тогда.
Думаю, что это был бы невиданный кошмар!
Так что выводы нужно делать более масштабные!