ТОиР и цифровизация отрасли
Пять лет назад журнал Awiation Week & Space Technologу, базируясь на расчетах аналитиков, прогнозировал, что в 2019 г. объем мирового рынка технического обслуживания ВС вырастет с тогдашних 56,3 млрд до 65,1 млрд долл. Сейчас консалтинговая компания Oliver Wyman прогнозирует итоги 2019 г. на уровне 81,9 млрд долл. Реальность превысила прогноз более чем на 25%. Причиной роста стало главным образом увеличение парка коммерческих ВС, который в 2019 г. достиг примерно 27,5 тыс. машин. На ближайшие десять лет Oliver Wyman прогнозирует рост флота со средней скоростью 3,6% в год. Средний рост рынка ТОиР ожидается на уровне 3,5% в год, до 116 млрд долл. в 2029 г.
Наблюдаемый и прогнозируемый рост объема рынка ТОиР не гарантирует ему безоблачного существования. Согласно опросу, проведенному Oliver Wyman среди топ-менеджеров организаций по ТОиР, в числе ключевых опасностей — увеличение роли производителей на рынке ТОиР (так считают 53% опрошенных) и дефицит квалифицированных кадров, наблюдаемый по всему миру (52% опрошенных).
Самолетостроители, хотя и не любят признавать это открыто, все в большей степени берут пример с двигателестроителей, которые получают основной доход не от продажи двигателей, а от их послепродажного обслуживания. В силу ряда технических моментов прямая аналогия между планером и двигателем невозможна, однако монопольная роль производителей на рынке ТОиР постепенно увеличивается.
Спрос на кадры в течение 10 лет корпорация Boeing прогнозирует на уровне свыше 750 тыс. чел., причем около трети из них (более 250 тыс. чел.) приходится на Юго-Восточную Азию. В России и Центральной Азии ожидается спрос приблизительно на 27 тыс. чел., при этом, как отмечает гендиректор компании "Авиаперсонал" Анастасия Мирошниченко, уже сейчас наблюдается миграция в Юго-Восточную Азию не только пилотов, но и инженерно-технического персонала, так что проблема его дефицита в России может стать еще более острой.
Один из путей, направленных на преодоление этих трудностей, — рост эффективности и производительности труда за счет цифровизации. Согласно анализу компании ICF, среди всех этапов эксплуатации ВС именно техническое обслуживание отличается максимальной трудоемкостью и минимальной цифровизацией. Так что есть резервы для развития — и не только в сегменте ТОиР.
Цифровизация отрасли воздушных перевозок в некотором смысле стала неизбежностью. "В условиях современного изменчивого рынка авиакомпаниям и аэропортам необходимо успешно решать четыре ключевые задачи, — говорит заместитель гендиректора по информационным технологиям S7 Group Павел Воронин. — Это обеспечение внутренней эффективности, повышение конкурентоспособности, соответствие запросам и ожиданиям пассажиров и построение бизнеса, устойчивого к возможному вторжению более технологичных гигантов, чтобы, условно говоря, не превратиться в безвестный таксопарк при Uber".
Поиску оптимальных стратегий, гибких и масштабируемых решений в условиях непрерывной цифровой трансформации посвящена 12-я Международная конференция Digital Aviation Forum, которая состоится в Москве 23 мая. Приглашаю принять участие, будет интересно.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent