Вне конкуренции
Одно из принципиальных противоречий бизнеса авиакомпаний — между высококонкурентной средой рынка воздушных перевозок, на котором действуют авиакомпании, и монополизированным окружением поставщиков услуг для них — в очередной раз проявилось в диалоге между ФГУП "Госкорпорация по ОрВД" (ГК ОрВД), которое в 2010 г. планирует повысить ставки аэронавигационных сборов, и авиаперевозчиками в лице российской Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ), относящейся к этой идее негативно.
Диалог в ходе состоявшегося в конце февраля заседания правления АЭВТ получился интересный, но странный. Прежде всего радует сам факт обсуждения, и это с удовлетворением отметили представители как авиакомпаний, так и регулирующих органов — Росавиации и Федеральной службы по тарифам (ФСТ), а также и самого провайдера аэронавигационных услуг — ГК ОрВД. В принципе, разнообразные решения о повышении тех или иных сборов для авиакомпаний так часто принимаются в одностороннем порядке, что глубокое обсуждение вопроса об аэронавигационных сборах вызывает прямо-таки чувство удивления: оказывается, диалог между регуляторами и эксплуатантами все же возможен.
Порадовавшись первому шагу, можно погрустить о той пропасти взаимного непонимания, которая вскрылась в ходе диалога. Регуляторы, руководствуясь вполне благими побуждениями, пытаются понять, насколько больше могут заплатить перевозчики за предоставляемые им услуги (отказаться от которых или выбрать другого поставщика они не могут), чтобы повышение ставок сборов "не слишком" ударило по их бизнесу и, главное, по стоимости авиабилетов (такой вот социальный аспект). Перевозчики, даже не возражая в принципе по поводу возможности увеличения сборов, стремятся понять, за что, собственно, они платят и как увеличение сборов отразится на качестве предоставляемых услуг. Тарифы на услуги ГК ОрВД систематически повышаются на протяжении ряда лет, но это не сопрягается с ростом качества предоставляемых услуг. Авиакомпании несут значительные расходы в связи продлением регламентов работы органов системы ОВД, недостаточной пропускной способностью московской воздушной зоны, неоптимальными схемами маневрирования в районах аэродромов и другими системными недостатками. Предложения о повышении тарифов в 2010 г. также не имеют в виду повышение качества обслуживания.
Дополнительной иллюстрацией пропасти между монопольным и рыночным подходами служат сами методики ценообразования. ГК ОрВД формирует свой бюджет, исходя из планируемых расходов, после чего пытается покрыть дефицит бюджета за счет повышения ставок сборов. Соответственно, ключевой вопрос при таком подходе: какова структура себестоимости авиаперевозки, — чтобы понять, как отразится повышение тарифов за АНО на цене билета.
Авиаперевозчики с большей или меньшей степенью терпеливости отвечают, что у них вообще нет структуры себестоимости перевозки в указанном смысле, потому что цена билета формируется не от расходов с заложенной нормой прибыли, а исходя из рыночной необходимости продать перевозку, получив при этом максимально возможный доход. И в этом смысле повышение ставок сборов за АНО, вообще говоря, на стоимости билета не отразится вообще никак, хотя, разумеется, экономика авиакомпаний ухудшится. В подобной формулировке тезис выглядит весьма опасно, поскольку, как прозвучало на заседании, утверждая ставки сборов, ФСТ заведомо не будет анализировать эффективность работы ГК ОрВД, так как это задача Минтранса и Росавиации, а будет рассматривать только обоснованность предложенного повышения и возможные последствия.
В целом, на заседании правления АЭВТ члены Ассоциации пришли к выводу, что предложения ГК ОрВД о повышении ставок сборов за аэронавигационное обслуживание в 2010 г. недостаточно экономически обоснованы и не подлежат согласованию. Ассоциация обратится с просьбой в Минтранс и ФСТ не рассматривать данные предложения в силу отмеченных в ходе анализа недостатков. Вместо этого было бы желательно, чтобы Росавиация выработала решения о процедуре регулирования тарифов с учетом требований к качеству услуг органов ОВД; также необходимы экономический надзор с целью защиты потребителей от необоснованных сборов и реализация других мероприятий по организации взаимодействия пользователей и поставщиков услуг в рамках принципов, рекомендованных IСАО.
Трудно предсказать, чем завершится эта история. С одной стороны, многолетний опыт показывает, что монопольные поставщики услуг для авиакомпании всегда брали верх над требованиями перевозчиков. С другой — все участники заседания, включая представителей ГК ОрВД, Росавиации и ФСТ (за которой последнее слово — ставки утверждает именно эта служба), настроены на конструктивный диалог. Может быть, что-то меняется.
Ссылки по теме
Ведущий блога - председатель редакционного совета Алексей Синицкий.
- 17.05.2021 Искажения рынка нарушают баланс конкуренции, грозят монополизацией и стимулируют рост цен на авиаперевозки
- 08.04.2021 Прейтерным авиаперевозкам нужна адекватная нормативная база для полетов
- 07.04.2021 Впервые за историю мировой гражданской авиации доля пассажирских ВС, находящихся в лизинге, достигла 50%
- 01.02.2021 Клиентом владеет тот, кто владеет информацией
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent