Аэропорт Таллина потеряет два года развития из-за пандемии COVID-19
Эстонский государственный аэропортовый концерн Tallinna Lennujaam ("Таллинский аэропорт") сократит расходы и персонал. Радикальные решения необходимы из-за снижения авиаперевозок на фоне пандемии COVID-19. На восстановление пассажиропотока предположительно потребуется два года.
Давно не лидер
Таллинский аэропорт давно не претендует на лидирующее положение в Прибалтике.
Хотя, к примеру, по итогам 1998 года таллинский аэропорт по объему пассажироперевозок занимал 1-е место в Прибалтике.
В 2000 г. пассажиропоток аэропортов Таллина, Вильнюса и Риги был примерно одинаков: 560 тыс., 522 тыс. и 574 тыс. чел. соответственно.
Но потом рижский и вильнюсский аэропорты вырвались вперед. По итогам 2019 г. пассажиропоток аэропорта Риги вырос к уровню 2000 г. почти в 14 раз, до 7,8 млн чел., Вильнюса — в 10 раз, до 5,0 млн чел., Таллина — в 6 раз, до 3,3 млн чел.
Рассматривая дальше только таллинский аэропорт, отметим, что еще в январе и феврале его дела с точки зрения пассажиропотока были хороши. В январе рост на 4,1% к январю 2019 г., в феврале — увеличение на 8,1% к февралю 2019 г. Но в марте и апреле коррективы внес коронавирус: пассажиропоток упал на 55,3 и 98,9% соответственно. В прошлом месяце таллинский аэропорт обслужил лишь 3 тыс. пасс., или 100 чел. в день.
Находясь под контролем государства, концерн Tallinna Lennujaam все равно вынужден сокращать расходы и персонал.
Сокращение инвестиций
Запланированные на текущий год инвестиции сокращены на 10,3 млн евро, то есть на 25%. Расходы на деятельность — на 5,4 млн евро (на 27%).
До пандемии COVID-19 концерн Tallinna Lennujaam работал в условиях ограниченной инфраструктуры. Были планы продолжить развитие единственного пассажирского терминала.
Действующий аэровокзал рассчитан на обслуживание 2,6 млн пасс. в год и начиная с 2017 г. (было обслужено 2,65 млн пасс.) работал на пределе возможностей.
Концепция развития главного эстонского аэропорта до 2035 года предусматривала расширение пассажирского терминала для обслуживания до 6 млн пассажиров.
В начале текущего года Рийво Тувике, председатель правления AS Tallinna Lennujaam, признавал, что при большом количестве пассажиров в аэропорту в летние месяцы чувствуется необходимость большего терминала.
В прошлом году 99% пассажиров таллинского аэропорта летали международными рейсами. На фото: региональные самолеты авиакомпаний Nordica и SAS :: AS Tallinna Lennujaam
"Благодаря профессиональному коллективу до сих пор мы неплохо справляемся, несмотря на стесненные условия. Узкие места инфраструктуры не должны мешать потенциалу для роста аэропорта и количества пассажиров. В настоящее время расширение зон предварительного ожидания и зон обработки багажа уже находится на стадии проектирования, и вскоре мы приступим к проектированию первого этапа расширения пассажирского терминала, а его строительство будет осуществляться в 2020–2022 гг., в результате чего значительно улучшатся пропускная способность аэропорта и качество его услуг", — говорил Тувике.
Но спустя считанные недели менеджмент госконцерна вынужден решать иные задачи.
Прошлый год AS Tallinna Lennujaam закончило с чистой прибылью в размере 9,7 млн евро (рост на 30% к 2018 г.). Чистая прибыль предприятия в I квартале 2020 г. составила 0,9 млн евро (падение на 58% к аналогичному периоду 2019 г.).
Персоналу указали на выход
"Поскольку расходы на рабочую силу составляют 41% от постоянных расходов аэропорта, то, к сожалению, мы не можем избежать их сокращения", – сетует Рийво Тувике.
В марте концерн Tallinna Lennujaam сократил нагрузку на работников и оплату их труда на 30% в течение трех месяцев (с апреля по июнь). Не сокращать персонал помогла так называемая касса страхования от безработицы, запущенная государством. Но принятые меры помогли только на короткое время.
"К сожалению, этого недостаточно для облегчения нашего положения, и мы приняли решение в период с июля по сентябрь сократить 17% сотрудников аэропорта, то есть 111 чел., — расстроен Тувике. — Мы старались оттянуть принятие этого решения, как могли, и в первую очередь рассматривали другие возможности. Несомненно, это окажет воздействие на многих наших работников как в экономическом плане, так и в эмоциональном. Мне искренне жаль, что нам пришлось принять такое решение. Наше предприятие поддержит работников, которые будут вынуждены уйти, в поиске новой работы проведением различных обучающих мероприятий и консультаций".
К концу года аэропорт Таллина прогнозирует сокращение количества пассажиров более чем на 50% и убытки в несколько миллионов евро.
Восстановление пассажиропотока
Чтобы восстановить пассажиропоток до докризисного уровня потребуется два года, предполагают в AS Tallinna Lennujaam
"Мы думаем, что к уровню 2019 г., то есть к 3 млн пасс., мы придем только к концу 2022 г. Далее мы прогнозируем рост пассажиров, однако в краткосрочной перспективе, для обеспечения экономической стабильности нам придется принимать очень тяжелые и болезненные решения", — рассуждает Рийво Тувике.
Рийво Тувике возглавляет AS Tallinna Lennujaam с 1 июня 2019 г. Ранее он работал главой AS Luminor Liising, где его главной задачей было объединение DNB Liising и Nordea Finance Estonia. До этого Тувике работал на различных постах в Nordea Finance, руководил подразделением европейских продаж, которое отвечало за сотрудничество с производителями в странах Балтии и Скандинавии. Тувике получил степень магистра Тартуского университета в области стратегического руководства :: AS Tallinna Lennujaam
Материал дополняется.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent