Аэропорт Таллина потеряет два года развития из-за пандемии COVID-19

Вид на аэропорт Таллина
На 37% сократилось количество взлетов и посадок в аэропорту Таллина в январе–апреле 2020 года (по отношению к аналогичному периоду 2019 года) :: Анна Зверева

Эстонский государственный аэропортовый концерн Tallinna Lennujaam ("Таллинский аэропорт") сократит расходы и персонал. Радикальные решения необходимы из-за снижения авиаперевозок на фоне пандемии COVID-19. На восстановление пассажиропотока предположительно потребуется два года.

Давно не лидер

Таллинский аэропорт давно не претендует на лидирующее положение в Прибалтике.

Хотя, к примеру, по итогам 1998 года таллинский аэропорт по объему пассажироперевозок занимал 1-е место в Прибалтике.

В 2000 г. пассажиропоток аэропортов Таллина, Вильнюса и Риги был примерно одинаков:  560 тыс., 522 тыс. и 574 тыс. чел. соответственно.

Но потом рижский и вильнюсский аэропорты вырвались вперед. По итогам 2019 г. пассажиропоток аэропорта Риги вырос к уровню 2000 г. почти в 14 раз, до 7,8 млн чел., Вильнюса — в 10 раз, до 5,0 млн чел., Таллина — в 6 раз, до 3,3 млн чел.

Концерн Tallinna Lennujaam состоит из одноименного акционерного общества (AS Tallinna Lennujaam) и его дочернего предприятия по наземному обслуживанию AS Tallinn Airport GH. Кроме Таллина концерн управляет региональными аэропортами Курессааре, Кярдла, Пярну, Тарту, аэродромами Кихну и Рухну. Собственник AS Tallinna Lennujaam — Республика Эстония. Предприятие курирует Министерство экономики и коммуникаций.

Рассматривая дальше только таллинский аэропорт, отметим, что еще в январе и феврале его дела с точки зрения пассажиропотока были хороши. В январе рост на 4,1% к январю 2019 г., в феврале — увеличение на 8,1% к февралю 2019 г. Но в марте и апреле коррективы внес коронавирус: пассажиропоток упал на 55,3 и 98,9% соответственно. В прошлом месяце таллинский аэропорт обслужил лишь 3 тыс. пасс., или 100 чел. в день.

Находясь под контролем государства, концерн Tallinna Lennujaam все равно вынужден сокращать расходы и персонал.

Сокращение инвестиций

Запланированные на текущий год инвестиции сокращены на 10,3 млн евро, то есть на 25%. Расходы на деятельность — на 5,4 млн евро (на 27%).

До пандемии COVID-19 концерн Tallinna Lennujaam работал в условиях ограниченной инфраструктуры. Были планы продолжить развитие единственного пассажирского терминала.   

Действующий аэровокзал рассчитан на обслуживание 2,6 млн пасс. в год и начиная с 2017 г. (было обслужено 2,65 млн пасс.) работал на пределе возможностей.

Концепция развития главного эстонского аэропорта до 2035 года предусматривала расширение пассажирского терминала для обслуживания до 6 млн пассажиров.

В начале текущего года Рийво Тувике, председатель правления AS Tallinna Lennujaam, признавал, что при большом количестве пассажиров в аэропорту в летние месяцы чувствуется необходимость большего терминала. 

региональные самолеты авиакомпаний Nordica и SAS
В прошлом году 99% пассажиров таллинского аэропорта летали международными рейсами. На фото: региональные самолеты авиакомпаний Nordica и SAS :: AS Tallinna Lennujaam

"Благодаря профессиональному коллективу до сих пор мы неплохо справляемся, несмотря на стесненные условия. Узкие места инфраструктуры не должны мешать потенциалу для роста аэропорта и количества пассажиров. В настоящее время расширение зон предварительного ожидания и зон обработки багажа уже находится на стадии проектирования, и вскоре мы приступим к проектированию первого этапа расширения пассажирского терминала, а его строительство будет осуществляться в 2020–2022 гг., в результате чего значительно улучшатся пропускная способность аэропорта и качество его услуг", — говорил Тувике.

Но спустя считанные недели менеджмент госконцерна вынужден решать иные задачи.

Прошлый год AS Tallinna Lennujaam закончило с чистой прибылью в размере 9,7 млн евро (рост на 30% к 2018 г.). Чистая прибыль предприятия в I квартале 2020 г. составила 0,9 млн евро (падение на 58% к аналогичному периоду 2019 г.).

Персоналу указали на выход

"Поскольку расходы на рабочую силу составляют 41% от постоянных расходов аэропорта, то, к сожалению, мы не можем избежать их сокращения", – сетует Рийво Тувике.

В марте концерн Tallinna Lennujaam сократил нагрузку на работников и оплату их труда на 30% в течение трех месяцев (с апреля по июнь). Не сокращать персонал помогла так называемая касса страхования от безработицы, запущенная государством. Но принятые меры помогли только на короткое время.

"К сожалению, этого недостаточно для облегчения нашего положения, и мы приняли решение в период с июля по сентябрь сократить 17% сотрудников аэропорта, то есть 111 чел., — расстроен Тувике. — Мы старались оттянуть принятие этого решения, как могли, и в первую очередь рассматривали другие возможности. Несомненно, это окажет воздействие на многих наших работников как в экономическом плане, так и в эмоциональном. Мне искренне жаль, что нам пришлось принять такое решение. Наше предприятие поддержит работников, которые будут вынуждены уйти, в поиске новой работы проведением различных обучающих мероприятий и консультаций".

К концу года аэропорт Таллина прогнозирует сокращение количества пассажиров более чем на 50% и убытки в несколько миллионов евро.

Восстановление пассажиропотока

Чтобы восстановить пассажиропоток до докризисного уровня потребуется два года, предполагают в AS Tallinna Lennujaam

"Мы думаем, что к уровню 2019 г., то есть к 3 млн пасс., мы придем только к концу 2022 г. Далее мы прогнозируем рост пассажиров, однако в краткосрочной перспективе, для обеспечения экономической стабильности нам придется принимать очень тяжелые и болезненные решения", — рассуждает Рийво Тувике.

Рийво Тувике
Рийво Тувике возглавляет AS Tallinna Lennujaam с 1 июня 2019 г. Ранее он работал главой AS Luminor Liising, где его главной задачей было объединение DNB Liising и Nordea Finance Estonia. До этого Тувике работал на различных постах в Nordea Finance, руководил подразделением европейских продаж, которое отвечало за сотрудничество с производителями в странах Балтии и Скандинавии. Тувике получил степень магистра Тартуского университета в области стратегического руководства :: AS Tallinna Lennujaam

Материал дополняется.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.