Бизнес-джет: правильный выбор
Стремление к пониманию структуры затрат при выборе ВС деловой авиации — главная тенденция сегодняшнего рынка, считают эксперты швейцарского агентства CLC Aviation Consulting. В этом операторы и владельцы бизнес-джетов все больше ориентируются на опыт коллег из коммерческих пассажирских авиакомпаний.
"Процесс выбора правильного бизнес-джета должен быть структурирован так же, как процесс определения типа ВС, адекватного задачам регулярного пассажирского перевозчика, — если, конечно, вы намерены приобрести не дорогую игрушку, а инструмент, соразмерный вашему бизнесу" — этот тезис советник по авиации агентства CLC Aviation Consulting Ханспетер Басерга готов отстаивать с калькулятором в руках. Первый шаг — анализ рынка. Если для авиакомпании это означает анализ пассажиропотока на конкретном направлении, то в случае приобретения бизнес-джета "рынок" — это потребность компании или частного лица в перемещении, выраженная в часах годового налета и основных маршрутах. Судить лишь по первому показателю неправильно: в одном случае 400 ч в год оправдают покупку, в другом — нет.
Этот анализ, так же как и остальные этапы выбора ВС (от определения списка "кандидатов" до выбора способа финансирования сделки), подчинен строгой логике. В приведенных таблицах показан примерный алгоритм сравнения шести моделей бизнес-джетов (названия моделей намеренно не приводятся) по летно-техническим характеристикам, по экономическим показателям и в итоге — по соответствию потребностям и задачам покупателя.
По словам представителя CLC, не только чартерные операторы, но и потенциальные владельцы собственных бизнес-джетов при покупке самолетов уделяют все большее внимание экономике. При этом рост цен — не самый значимый фактор, речь, скорее, идет о повышении профессионализма в этом сегменте воздушного транспорта и адаптации практик коммерческих авиакомпаний к реальностям бизнес-перевозок. "Мы считаем, что это действительно тенденция, и она стала повсеместно проявляться не так давно. Год-другой назад мы наблюдали гораздо больше сделок, основной мотивацией которых было "хочу как у соседа". Но сегодня мы видим, что клиенты все реже пересаживаются с больших самолетов на очень большие, если, конечно, не говорить о топ-сегменте бизнес-лайнеров. На рынке очень востребованы самолеты средней и малой размерности, с разными летно-техническими характеристиками, то есть покупатели стали соразмерять свои потребности со средствами их реализации".
В качестве основного фактора риска принятия неправильного решения Басерга называет эмоции: "В самолеты влюбляются. Авиация — очень эмоциональный бизнес. Эмоции нередко перекрывают холодный расчет и приводят к необдуманным, не взвешенным приобретениям, о которых позже приходится сожалеть. Риск тем более возрастает, если клиент состоятелен и деньги особой роли не играют. Но ведь это иллюзия, деньги всегда играют важную роль. И если вы готовы их потратить, даже в случае нерентабельности проекта, то это стоит делать с открытыми глазами и вооружившись цифрами. По крайней мере так вы избежите лишних сожалений". По опыту CLC Aviation Consulting экономически оправдать инвестиции в покупку бизнес-джета довольно сложно, за редкими исключениями. Еще сложнее эти инвестиции вернуть. Как только потенциальный покупатель осознает этот факт, его отношение к выбору самолета меняется, поскольку возврат инвестиций — одно из естественных ожиданий бизнесменов от приобретаемого оборудования и бросать деньги на ветер не в их привычках. "Мы ни разу не видели, чтобы клиенты отказывались от покупки, — делится Басерга, — но их решения становятся более понятны им самим".
При всем богатстве вариантов
Появление на рынке большого количества новых моделей, продажи на которые открываются за несколько лет до сертификации и ввода в эксплуатацию, ставит покупателей перед дилеммой: ждать обещанные новые технологии или приобрести самолет на вторичном рынке. С одной стороны, из-за возросшего спроса ситуация на вторичном рынке крайне неблагоприятна для покупателя, так как цены зачастую неоправданно завышены. Стоимость новых самолетов стабильнее: она растет на 2-3% в год, но не так подвержена влиянию колебаний рынка. По крайней мере ценообразование нового самолета поддается логическому объяснению. "Вопрос в том, можете ли вы ждать, — резюмирует Басерга, — что же касается новых технологий, то существенный прорыв наступит не раньше, чем двигателестроители предложат новую силовую установку, которая позволит повысить топливную эффективность примерно на 15%. Это произойдет не ранее 2015-2020 гг. А те инновации, которые внедряются на сегодняшних новых моделях, приносят от 1 до 4% экономии. Насколько это существенно — опять же зависит от приоритетов. Надо считать".
Еще один аспект, который необходимо учесть при инвестиции в новый самолет, — это степень риска. Сегодня целый ряд производителей впервые выводят на рынок свои продукты. При заключении контракта покупателю необходимо убедиться, что у него достаточно рычагов воздействия на производителя, в случае если самолет не оправдает конструкторских расчетов. Нужны гарантии, в том числе по остаточной стоимости самолета. И, конечно, чем выше риск (новый производитель, инновационный продукт и т. д.), тем выше вероятность, что покупателю удастся добиться более выгодных условий.
Что касается вторичного рынка, специалисты швейцарского агентства прогнозируют постепенную нормализацию ценовой обстановки в течение двух-трех лет. "Здесь мы наблюдаем такой же цикл, как и на рынке коммерческих лайнеров. Пик заказов прошел, и хотя в срочной перспективе перевозчикам по-прежнему придется обращаться к возможностям вторичного рынка, ценовой ажиотаж спадает", — говорит Ханспетер Басерга.
В любом случае, с покупкой стоит торопиться, только если выбранный вариант максимально соответствует ожиданиям покупателя, что происходит весьма нечасто. Именно поэтому в результате проделанного анализа и сопоставления различных типов должен появиться список "финалистов" — нескольких приемлемых опций. "Если на рынке совсем ничего нет, подождите, не бросайтесь на первый попавшийся вариант. Рынок огромный и очень динамичный, в бизнес-авиации ротация самолетов гораздо активнее, чем в коммерческом секторе. Потерпите, одна из выбранных вами опций появится. Если вы найдете самолет на американском рынке, который на порядок больше, чем европейский, то, скорее всего, вам придется проделать некоторые доработки, чтобы получить сертификат летной годности по стандартам EASA. Но речь идет всего лишь о сумме, не превышающей 200 тыс. долл".
Тип ВС
|
Макс. дальность, км
|
Полезная нагрузка, т
|
Объем салона,
м 3 |
Вес пустого, т
|
Кол-во пасс. мест
|
Вес пустого к кол-ву пасс. мест
|
Макс. скорость (от числа М)
|
Взлетная дистанция, м
|
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тип A |
3629
|
2,0
|
19
|
15,0
|
10
|
1500
|
0,82
|
800
|
Тип B |
4445
|
5,0
|
27
|
19,0
|
12
|
1583
|
0,78
|
1100
|
Тип C |
1050
|
9,5
|
21
|
42,4
|
32
|
1325
|
0,84
|
1600
|
Тип D |
5648
|
3,0
|
23
|
29,0
|
12
|
2416
|
0,83
|
950
|
Тип E |
1348
|
8,0
|
47
|
38,2
|
34
|
1123
|
0,80
|
1390
|
Тип F |
4800
|
5,0
|
35
|
21,0
|
15
|
1400
|
0,87
|
860
|
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent