Бросок тигра

Сингапурский низкотарифный авиаперевозчик готовится встряхнуть австралийский рынок

Брэдли ПЕРРЕТТ, Пекин
Появление на внутреннем рынке Австралии низкотарифного перевозчика Tiger Airways из Сингапура должно серьезно поколебать позиции авиакомпании-дискаунтера Jetstar, дочерней компании австралийского авиаперевозчика Qantas, готовящегося к переходу от статуса публичной компании в собственность частных инвесторов (консорциум Airline Partners Australia предложил выкупить 100% акций Quantas у нынешних акционеров за 8,7 млрд долл., после чего котировка акций на австралийской бирже будет прекращена).
Планы Tiger, которая, несмотря на довольно скромные объемы перевозок, обладает большими амбициями, подкрепленными поддержкой со стороны крупных отраслевых инвесторов, включают организацию сети авиаперевозок на узкофюзеляжных самолетах, простирающейся от южного Китая через Филиппины и Юго-Восточную Азию и пересекающей австралийский континент, площадь которого примерно равна континентальной части США.
Сложившаяся ситуация как нельзя лучше отражает предельно либеральный подход австралийских властей к коммерческой авиации. В середине марта они одобрили создание компании Tiger Airways Australia со 100%-ным иностранным владением. Свидетельство эксплуатанта новым перевозчиком пока не получено, но, по всей видимости, проблем с этим не возникнет.
Выход на австралийский рынок повышает вероятность того, что в ближайшее время Tiger разместит большой заказ на поставку самолетов, т. к. возможности имеющегося парка авиакомпании крайне ограничены и она уже заявляла о своих намерениях расширить его. В настоящее время в эксплуатации у Tiger находится всего девять A320, заказано еще 11 бортов. Первые пять пойдут в Австралию, а остальные — франшизному партнеру компании на Филиппинах.
Tiger придерживается мнения, что ее издержки сейчас на минимальном уровне и среди авиакомпаний мира она уступает по этому показателю только своему более крупному конкуренту AirAsia из Малайзии. Этот факт дает авиакомпании основания верить в успех на австралийском рынке, несмотря на пугающую статистику последних 20 лет, свидетельствующую о быстром финансовом крахе новичков рынка, пытавшихся составить конкуренцию местным магистральным перевозчикам. "В Австралии слишком высокие тарифы, — говорит президент Tiger Тони Дэвис. — В отличие от остальных мы не будем низкотарифной авиакомпанией, продающей дорогие билеты".
Судя по всему, Tiger изменит положение дел на местном рынке, которое до сих пор всех устраивало. Пока авиакомпании работают в непересекающихся секторах услуг, избегая прямой конкуренции, подрывающей прибыли. Qantas работает во всех ценовых категориях перевозок; Virgin Blue начинала с низкотарифных перевозок, но в дальнейшем неуклонно держала курс на добавление новых услуг, поднимая цену продукта, тогда как Jetstar всегда оставалась верна классическому варианту "без изысков".
Таким образом, Tiger, верный последователь концепции низкотарифного обслуживания в стиле Southwest и Ryanair, представляет собой прямую угрозу прибыльности Jetstar и, как следствие, всей группе Qantas.
По словам г-на Дэвиса, его компания сосредоточится на перевозках в небольшие города и населенные пункты Австралии. Заверения в приоритетности провинции — это всегда беспроигрышный популистский ход в Австралии, к тому же президент Tiger не исключил возможности выхода на магистральные трассы, связывающие Мельбурн, Сидней и Брисбен. Подобные заявления, безусловно, добавили компании поддержку в правительстве, которое выступало с резкой критикой протекционизма на местном авиационном рынке еще 10 лет назад и сейчас прилагает активные усилия к стимулированию конкуренции.
В то время как США ограничивают долю иностранного капитала в местных авиакомпаниях до 25%, а в других странах этот предел, как правило, установлен на уровне не более 49%, в Австралии подобные ограничения отсутствуют вовсе, но при этом действует оговорка, что участие иностранного капитала в любой отрасли не должно нарушать "национальные интересы". Правда, стоит отметить, что к этой оговорке с размытой формулировкой прибегают крайне редко, и поскольку австралийская экономика в настоящее время испытывает острую нехватку живых денег, она не может позволить себе излишнюю избирательность в вопросах привлечения иностранных инвестиций.

Переполох на рынке

Заявление сингапурской авиакомпании Tiger Airways о выходе на рынок низкотарифных перевозок в Австралии вызвало на местном рынке эффект разорвавшейся бомбы. Низкотарифный перевозчик Virgin Blue, который в настоящее время расширяет спектр деятельности и смещает акцент в сторону комплексного обслуживания, заявил о возможности создания авиакомпании, специализирующейся исключительно на низкотарифных перевозках. Пока это только слова, но Virgin Blue уже рассматривает варианты создания международного перевозчика под другим названием для полетов в США. Если эти проекты будут реализованы, страна с населением не более 21 млн чел. получит шесть магистральных перевозчиков (считая две дочерние компании Qantas).
Virgin Blue заявляет, что она близка к размещению заказа на семь Boeing 777-300ER для дальнемагистральных перевозок и в ближайших ее планах еще шесть. Кроме того, она изучает предложения по шести Embraer 170 и 190 в дополнение к тем 14, которые уже заказаны, и расширяет свой парк из 53 Boeing 737, разместив заказ на 5 бортов и подписав соглашения об аренде еще трех. Последние финансовые показатели компании, мягко говоря, удручают. За вторую половину 2006 г. ее прибыль до уплаты процентов и налогов составила менее 148 млн долл., что составляет 17% от общего дохода.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.