До дна

Из-за высокого уровня конкуренции внутренние перевозки убыточны в течение многих лет, тогда как международные позволяли авиакомпаниям получать какую-то прибыль
Из-за высокого уровня конкуренции внутренние перевозки убыточны в течение многих лет, тогда как международные позволяли авиакомпаниям получать какую-то прибыль // Леонид ФАЕРБЕРГ / Transport-photo.com

В феврале спрос на авиаперевозки, кажется, достиг своего дна. С началом весны и оживлением спроса на турпоездки падение пассажирооборота двузначными темпами прекращается, но отечественные авиакомпании должны привыкнуть к новой реальности слабого спроса. И искать новые рынки, чтобы продолжить рост и снизить зависимость от макроэкономических колебаний в России.

Kоличество пассажиров российских авиакомпаний в феврале сократилось на 4% (пассажирооборот — на 12%), причем на международных воздушных линиях (МВЛ) в дальнее зарубежье падение составило 22 и 24% соответственно. Пассажиропоток на внутренних линиях (ВВЛ) показал рост на 7% (пассажирооборот — менее 5%), но эта лукавая цифра включает перевозки в Симферополь, которые до апреля прошлого года засчитывались на МВЛ. Очищенная от эффекта Крыма статистика становится менее приглядной: околонулевая динамика спроса, рост которого еще в декабре–январе превышал 10%.

И только перевозки в страны СНГ, несмотря на украинский кризис и статистическое исключение Крыма, показали впечатляющий рост на 11%. Немалый вклад внесла либерализация воздушного сообщения с Арменией и Молдавией: только из Москвы российские авиакомпании сейчас выполняют 83 односторонних рейса в неделю в Ереван и 39 в Кишинев, и это значительно больше, чем годом ранее. Важным фактором стал и кризисный спрос на рейсы в Среднюю Азию: возвращаются домой трудовые мигранты.

Падение пассажиропотока на МВЛ в дальнее зарубежье в январе и феврале (на 19 и 22% соответственно) оказалось значительнее, чем наши ожидания, рассчитанные по зависимости от колебаний валютного курса, тогда как в самом начале кризиса — в ноябре и декабре — спрос находился выше прогноза. Вероятно, подействовали психологические факторы, такие как сокращение необязательных расходов в кризис. Под влиянием высокой рублевой инфляции в бюджетах домохозяйств увеличивается доля обязательных расходов: на продукты, жилье, одежду, медицину. При этом доходы перестают увеличиваться, а, вероятно, на фоне рецессии они начнут сокращаться под влиянием сокращения зарплат и роста безработицы. В результате базовые потребности начинают вытеснять потребности второго уровня, к которым относятся и путешествия. Несмотря на коррекцию курса (в марте рубль укрепился к доллару на 5%, а к евро на 10%), не стоит ожидать радикального сокращения темпов падения: ценовая эластичность спроса уходит на второй план, а решающее влияние начнут оказывать два микрофинансовых фактора: накопление домохозяйств на черный день и перераспределение их расходов на базовые нужды. Не будем забывать и про падение делового спроса, связанное с сокращением внешнеэкономической активности. Статистически вплоть до августа-сентября текущего года оно будет отражаться на темпах падения пассажиропотока.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.