До дна
В феврале спрос на авиаперевозки, кажется, достиг своего дна. С началом весны и оживлением спроса на турпоездки падение пассажирооборота двузначными темпами прекращается, но отечественные авиакомпании должны привыкнуть к новой реальности слабого спроса. И искать новые рынки, чтобы продолжить рост и снизить зависимость от макроэкономических колебаний в России.
Kоличество пассажиров российских авиакомпаний в феврале сократилось на 4% (пассажирооборот — на 12%), причем на международных воздушных линиях (МВЛ) в дальнее зарубежье падение составило 22 и 24% соответственно. Пассажиропоток на внутренних линиях (ВВЛ) показал рост на 7% (пассажирооборот — менее 5%), но эта лукавая цифра включает перевозки в Симферополь, которые до апреля прошлого года засчитывались на МВЛ. Очищенная от эффекта Крыма статистика становится менее приглядной: околонулевая динамика спроса, рост которого еще в декабре–январе превышал 10%.
И только перевозки в страны СНГ, несмотря на украинский кризис и статистическое исключение Крыма, показали впечатляющий рост на 11%. Немалый вклад внесла либерализация воздушного сообщения с Арменией и Молдавией: только из Москвы российские авиакомпании сейчас выполняют 83 односторонних рейса в неделю в Ереван и 39 в Кишинев, и это значительно больше, чем годом ранее. Важным фактором стал и кризисный спрос на рейсы в Среднюю Азию: возвращаются домой трудовые мигранты.
Падение пассажиропотока на МВЛ в дальнее зарубежье в январе и феврале (на 19 и 22% соответственно) оказалось значительнее, чем наши ожидания, рассчитанные по зависимости от колебаний валютного курса, тогда как в самом начале кризиса — в ноябре и декабре — спрос находился выше прогноза. Вероятно, подействовали психологические факторы, такие как сокращение необязательных расходов в кризис. Под влиянием высокой рублевой инфляции в бюджетах домохозяйств увеличивается доля обязательных расходов: на продукты, жилье, одежду, медицину. При этом доходы перестают увеличиваться, а, вероятно, на фоне рецессии они начнут сокращаться под влиянием сокращения зарплат и роста безработицы. В результате базовые потребности начинают вытеснять потребности второго уровня, к которым относятся и путешествия. Несмотря на коррекцию курса (в марте рубль укрепился к доллару на 5%, а к евро на 10%), не стоит ожидать радикального сокращения темпов падения: ценовая эластичность спроса уходит на второй план, а решающее влияние начнут оказывать два микрофинансовых фактора: накопление домохозяйств на черный день и перераспределение их расходов на базовые нужды. Не будем забывать и про падение делового спроса, связанное с сокращением внешнеэкономической активности. Статистически вплоть до августа-сентября текущего года оно будет отражаться на темпах падения пассажиропотока.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent