Добро пожаловать в клуб

Майк ТАВЕРНА, Женева и Париж

Несмотря на ряд неудач в начале, процесс расширения регулярных "челночных" авиаперевозок VIP-класса (Executive Shuttle Service) ускоряется и, похоже, становится одним из любимых детищ деловой авиации. Эта тенденция стала важным предметом обсуждения на прошедшей в конце мая 2004 г. в Женеве Европейской конференции и выставке деловой авиации (EBACE).

Сторонники идеи регулярных VIP-перевозок, представляющих собой нечто среднее между традиционным использованием самолетов деловой авиации и регулярными рейсами авиакомпаний, утверждают, что такая услуга позволят бизнесменам и другим часто пользующимся воздушным транспортом пассажирам избежать долгого ожидания, строгих проверок со стороны служб безопасности и раздражающей толпы, характерных для обычных полетов.

Наиболее подходящими для регулярных челночных перевозок являются радиальные маршруты к узловому аэропорту и между городами, обслуживаемыми узловыми аэропортами, т. е. маршруты с небольшими пассажиропотоками. Поэтому для таких перевозок используются, как правило, узкофюзеляжные самолеты. Компании, занимающиеся челночными перевозками, стремятся использовать инфраструктуру деловой авиации в небольших аэропортах для ускорения процесса обслуживания пассажиров и самолетов. По словам представителя одной из таких компаний, идея заключается в радикальном изменении существующей ситуации, когда две трети времени авиапутешествия пассажир проводит на земле.

Кроме выигрыша во времени сравнительно малый размер самолета и соответствующая бизнес-классу компоновка всего пассажирского салона позволяют пассажирам такого рейса проводить время полета с большей пользой для собственного бизнеса. Как выразился один из представителей компании, занимающейся челночными перевозками, "пользуясь нашими рейсами, пассажиры находятся в привычной атмосфере "своего клуба", способствующей работе". Стоимость подобной перевозки ненамного выше тарифа бизнес-класса при полете по тому же маршруту. В некоторых случаях авиакомпании вводят также систему членских взносов. Но в целом стоимость перелета, по словам сторонников новой организации перевозок, остается значительно ниже в сравнении с чартером, почасовой арендой самолета бизнес-класса или его долевым владением, так как плата берется только за одно, а не за все места в салоне.

Концепция челночных перевозок была впервые реализована два года тому назад, когда базирующейся в Женеве компанией Privatair, действующей от имени авиакомпании Lufthansa, был осуществлен пробный трансатлантический рейс из Дюссельдорфа (Германия) в Ньюарк (шт. Нью-Джерси, США). Билеты на рейс продавались под кодом авиакомпании Lufthansa, а обслуживавший этот маршрут широкофюзеляжный Airbus A340 был заменен на 48-местный Boeing Business Jet (BBJ) (см. АТО # 40, стр. 8). Впоследствии партнеры увеличили объемы перевозок по данному маршруту, добавив к BBJ два Airbus A319LR (вместе с Qatar Airways они были стартовыми заказчиками этого самолета), и начали выполнять полеты по маршрутам Дюссельдорф-Чикаго и Мюнхен-Ньюарк.

Lufthansa установила для таких рейсов стандартный тариф бизнес-класса. Билеты продаются на тех же условиях, что и на любой другой рейс компании. Представители авиакомпании отказались сообщить количество пассажиров на борту или коэффициент загрузки рейсов, однако отметили рост загрузки на маршруте Дюссельдорф-Ньюарк (по данным из независимых источников, он составил более 80%). На других маршрутах, по их словам, все развивается так, как и ожидалось. В настоящее время рассматривается вопрос о дальнейшем расширении таких перевозок.

По словам официальных представителей Privatair, компания вот-вот заключит соглашение еще с одним перевозчиком. Соглашение предусматривает выполнение регулярных трансатлантических челночных рейсов на самолетах A319 или BBJ по маршруту, на котором ранее, как и в случае с компанией Lufthansa, использовались широкофюзеляжные лайнеры.

По крайней мере еще две авиакомпании начнут в течение ближайших 12 месяцев выполнять аналогичные рейсы.

Новый поворот в развитии регулярных челночных авиаперевозок бизнесменов наметился в прошлом году, когда Club Airways, базирующаяся в Женеве, начала на взятых в лизинг самолетах Hawker 800 и Cessna Citation с восьмиместной компоновкой салона перевозки по маршруту Женева-Ле-Бурже (Париж). Затем география полетов расширилась, охватив маршруты средней и малой протяженности, связывающие Женеву с Лондоном, Миланом, Дюссельдорфом, Цюрихом и Базелем.

Компания берет с желающих пользоваться ее услугами индивидуальные членские взносы в размере 1500 евро в год. Перевозками при этом могут воспользоваться также ближайшие родственники. Корпоративное членство для небольших компаний (с числом сотрудников до 10) обходится в 7500 евро. Стандартный взнос в случае корпоративного членства без ограничения числа сотрудников составляет 15 тыс. евро в год.

Пассажиры платят также за каждый полет сумму, которая примерно на 15% выше стоимости обычного билета бизнес-класса. Например, полет туда и обратно по маршруту Париж-Женева стоит около 1400 евро.

По словам представителей Club Airways, за первый год компания перевезла около 4500 пассажиров и заключила 1500 соглашений о членстве. Коэффициент загрузки самолетов на этих рейсах составил чуть меньше 40%. Но загрузка растет и достигла уже около 60% для маршрутов Париж-Женева и около 50% - для рейсов Лондон-Женева. Club Airways собирается начать перевозки по новым маршрутам. В середине года на 14-местных самолетах AvCraft 328JET начнутся полеты по направлению Женева - Москва ("Внуково"), в сентябре - Париж-Лондон на самолетах Citation. В настоящее время прорабатываются планы организации перевозок по маршрутам, связывающим Москву с Парижем и Лондоном и Ниццу с Парижем и Женевой.

Компания поставила своей целью к концу года увеличить число членов до 3500 и утроить число перевезенных пассажиров.

Менеджер Club Airways по маркетингу и продажам Рафаэль Гарсиа отметил, что формула, описывающая область деятельности компании, не требует лицензии авиаперевозчика. Американская Avion Private Jet Club, расположенная в Беверли-Хилз, шт. Калифорния, планирует начать внутренние перевозки по маршрутам большой протяженности, организовав их примерно по той же схеме, что и Club Airways. Открытие первого ее рейса Лос-Анджелес-Нью-Йорк планируется на осень. На нем будет эксплуатироваться самолет Challenger 604 фирмы Bombardier. Avion намерена обслуживать в основном корпоративных клиентов и знаменитостей. Ежегодные членские взносы составят 7 тыс. долл. для индивидуальных и 25 тыс. для корпоративных членов.

AirLimo, недавно образованная компания из Нью-Йорка, планирует создать для перевозки бизнесменов сеть регулярных челночных маршрутов в северо-восточных штатах США, на побережье Атлантики и в штатах Среднего Запада с использованием самолетов Citation Jet. Плата, по-видимому, будет взиматься непосредственно за каждый полет. Представители компании пока не назвали дату начала перевозок, обсуждая с потенциальными клиентами наиболее перспективные маршруты.

Концепция регулярных VIP-авиаперевозок нашла понимание и среди крупных корпораций, которые заинтересованы в переброске персонала с одного предприятия на другое.

В мае 2003 г. Privatair заключила контракт с фирмой Airbus на корпоративные челночные авиаперевозки по маршрутам, связывающим Тулузу, Гамбург и Филтон (Англия). Полеты выполняются на двух А319 с компоновкой салона на 126 мест. Представители Airbus отмечают, что на двух ежедневных рейсах Тулуза-Гамбург-Тулуза и одном Тулуза-Филтон-Тулуза самолеты постоянно заполнены. Недавно на маршруте в Филтон началась эксплуатация третьего А319.

16 лет назад Privatair стала первой компанией, начавшей выполнять регулярные корпоративные авиаперевозки для сотрудников фирмы Proctor & Gamble. Восьмиместный Citation II четыре раза в неделю совершает полеты между Норвиджем (шт. Нью-Йорк) и Цинциннати. Представители компании заявляют, что до конца года они надеются заключить соглашение по крайней мере еще с одним корпоративным клиентом.

В январе авиакомпания Air France также приступила к регулярным корпоративным челночным авиаперевозкам на самолете с двухклассной компоновкой салона. Эта программа, получившая название Dedicate, ориентирована на специфические потребности нефтегазовой и строительной промышленности (см. АТО # 50, стр. 10). К концу года новые авиамаршруты должны связать семь пунктов назначения в Африке, на Ближнем Востоке и в Центральной Азии с Парижским аэропортом им. Шарля де Голля. Для перевозок предполагается использовать пять самолетов А319-100ER с компоновкой пассажирского салона, рассчитанной на 82 места.

Dedicate разработана в качестве дополнения к новой программе Air France для часто летающих представителей Нефтяного клуба. Полет туда и обратно в рамках этой программы будет стоить от 1500 до 5000 евро в зависимости от пункта назначения. Рейсы предполагается выполнять дважды в неделю. Первый вице-президент по маркетингу и развитию сети авиаперевозок компании Air France Бруно Матье заявил, что программа Dedicate должна стать одним из ведущих проектов компании. Предполагается, что за первый год полетов будет перевезено 60-70 тыс. пассажиров.

Несмотря на большой интерес к регулярным челночным авиаперевозкам, говорить о реальном успехе этого направления авиабизнеса еще рано. Club Airways является частной компанией, и, по утверждению ее руководителей, в их бизнес-планы заложен показатель загрузки на уровне 50%, а превышение доходов над расходами можно ожидать при 45%-ной загрузке. В 2003 г. были прибыльными лишь два месяца, а положительное сальдо ожидается к четвертому кварталу этого года.

Пол де Салис, отвечающий в Privatair за регулярные челночные авиаперевозки, считает, что при относительно высоких ценах на билеты экономичность А319 и BBJ обеспечивает рентабельность перевозок даже при средней загрузке 50-55%. Этому способствует и высокая интенсивность использования парка. Самолеты Privatair-Lufthansa находятся в воздухе 17 часов в сутки, а со временем этот показатель может превысить 18 часов.

Компания Privatair уже сейчас получает от челночных рейсов более половины своего годового дохода, который составляет 100 млн долл., и еще большую часть прибыли. По словам де Салиса, в течение ближайших трех лет планируется довести долю доходов от челночных авиаперевозок в общем объеме деятельности компании до 80%.

Неудивительно, что Privatair и Club Airways, чьи офисы находятся по соседству в одном и том же здании возле женевского аэропорта, ведут переговоры о совместной деятельности. Одной из идей является использование возможностей Club Airways для развития сети внутриевропейских перевозок по маршрутам короткой и средней протяженности, которые в свою очередь могут служить вспомогательными транспортными линиями для трансатлантических перевозок авиакомпании Lufthansa.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.