Доля риска
Тема международного сотрудничества российских и западных самолетостроителей актуальна вот уже более полутора десятков лет, однако масштабы совместных работ в авиационной промышленности до сих пор носят весьма ограниченный характер.
Слово "сотрудничество" может нести самый разный смысл — даже покупку или продажу компонентов до известной степени можно считать сотрудничеством, поскольку стороны, так или иначе, подписывают какие-то соглашения. Однако сложившаяся международная система разделения труда позволяет придать понятию сотрудничества совершенно четкий смысл — это совместные работы над общим проектом в рамках долевого участия в риске (которое чаще не вполне корректно называют разделением рисков). То есть каждая сторона финансирует свою долю проекта с расчетом на получение соответствующей доли прибыли в случае успеха — или убытков в случае неудачи проекта.
Надо признать, что проектов, организованных по такой схеме, в России крайне мало. В чистом виде долевое участие в рисках реализовано в работах по созданию двигателя SaM146 для региональных самолетов, где французская Snecma Moteurs отвечает за горячую часть двигателя, а НПО "Сатурн" — за холодную. Все права и лицензии на двигатель принадлежат совместному предприятию (СП) PowerJet, где стороны имеют по 50%, — так же будут распределяться и будущие доходы от продаж (но отнюдь не прибыль, поскольку расходы каждый участник проекта несет свои). Snecma входит в группу Safran, у которой семь компаний в России, в том числе четыре СП с НПО "Сатурн". По данным российского представительства Safran, одно из этих СП — ООО Smartec, расчетно-конструкторский центр в Москве, — в этом году открывает филиал в Самаре, который будет заниматься расчетами по всему спектру авиационной продукции Safran, включая перспективный двигатель Silvercrest для самолетов бизнес-авиации.
Также на условиях долевого участия в риске Snecma работает и по программе создания самолета Superjet 100, осуществляемой компанией "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС). Этот проект можно назвать самым масштабным по количеству привлеченных иностранных партнеров, но практически все они поставляют комплектующие на контрактной основе. В частности, интеграцией комплекса АиРЭО и разработкой тренажеров занимается французская фирма Thales; сумма контракта с ГСС составляет 150 млн долл., из которых примерно пятая часть — стоимость работ по тренажерам.
Колесами и тормозной системой, включающей карбоновые тормозные диски, системы управления тормозами колес, индикации давления в шинах, мониторинга температуры тормозов и др., занимается американская корпорация Goodrich. Вспомогательную силовую установку RE220 (это первая ВСУ зарубежного производства, получившая сертификат АР МАК) поставляет американская компания Honeywell Aerospace. Также к работам привлечены B/E Aerospace (интерьер салона), Parker Aerospace (механические компоненты гидравлической системы, электронный блок управления и бортовая система генерирования инертного газа) и ряд других компаний.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent