Дождались

В августе состоится российская премьера SSJ100

Sukhoi Superjet 100 впервые покажут в России на МАКС-2009. Превратившись в последние несколько лет в самый известный проект российского авиастроения, создание SSJ100 одновременно вызвало немалые дискуссии среди сторонников и противников концепции международного российского самолета. Многие вопросы должны разрешить начало серийного производства и первый опыт коммерческой эксплуатации машины. К декабрю 2009 года компания "Гражданские Самолеты Сухого" (ГСС) намерена сертифицировать SSJ100, а также передать первые два ВС заказчикам. Хотя до сих пор не ясно, удастся ли производителю уложиться в срок, — во многом это будет зависеть от хода выполнения программы летных испытаний.
В конце июля в программе летных испытаний начал участвовать третий опытный самолет SSJ100 (бортовой номер SN 95004). На примере этой машины посетители МАКС-2009 смогут оценить салон самолета — ВС представят на статической стоянке выставки (демонстрационные полеты будет выполнять самолет SN 95003). К концу июля две первые опытные машины выполнили в общей сложности около 350 полетов и провели в воздухе почти 750 ч. Были проведены испытания на флаттер, испытания в условиях естественного обледенения и др. Оба опытных экземпляра были задействованы при проведении оценки на устойчивость и управляемость при малых скоростях.
Третья опытная машина предназначена для испытаний систем и оборудования пассажирской кабины и авионики. Это первый самолет, на котором установлен полный комплект оборудования пассажирской кабины, а также сертификационный пакет авионики, в том числе опции, которые дополнительно могут заказывать авиакомпании. В ходе испытаний в Италии самолет выполнит летную программу, в которую войдут определение уровня шума на местности, проверка системы инструментальной посадки, системы точной навигации и работы систем самолета в условиях магнитных полей высокой интенсивности. Параллельно с испытаниями в сборочном цеху уже собираются две первые серийные машины — SN 95007 и SN 95008, предназначенные для Armavia и "Аэрофлота". Всего, по словам представителей ГСС, в этом году в сборочный цех должно попасть семь самолетов.

Особенности производства
Создание SSJ100 стало первым по-настоящему международным проектом: иностранные компании принимали в нем участие с момента исследования рынка и выбора ниши для гражданского проекта "Сухого". Различные компоненты и системы для самолета поставляют такие производители, как Thales, Liebherr Aerospace, Messier-Dowty; французская Snecma выступила партнером в производстве двигателей SaM146, которые устанавливаются на самолет. Однако подобная кооперация вызвала нарекания у критиков проекта. Во-первых, усложняется логистическая схема (многие поставщики находятся в Европе, а сборочное производство — в Комсомольске-на-Амуре). Во-вторых, система управления проектом со штаб-квартирой в Москве наталкивается на разницу во времени в 7 часовых поясов. В-третьих, по утверждению оппонентов, SSJ100 при таком количестве иностранных составляющих сложно назвать российским ВС. И проблема не в национальной гордости, а в организации технического обслуживания, вплоть до необходимости наличия в каждом аэропорту специальных инструментов.
Синхронизация действий всех участников проекта станет одной из основных задач Владимира Присяжнюка — нового президента ГСС, назначенного в середине июля. До этого Присяжнюк занимал должность вице-президента, и в его обязанности как раз входила координация действий партнеров. Все компоненты и системы должны поступать в сборочный цех вовремя. Если они появятся там позже, это задержит сборку, а если раньше, то тогда их придется хранить на складе, что также станет минусом для организации всего производства. Координация поставок всех партнеров опять же осложняется тем, что компании находятся в существенно разных часовых поясах. Как рассказал Присяжнюк, с предприятиями, участвующими в проекте, уже полностью согласованы планы производства на ближайшие два года; на 2011–2012 гг. сверстаны предварительные планы.
Помимо организации скоординированной работы партнеров, для запуска серийного производства SSJ100 сейчас необходимо завершить сертификацию двигателя и начать выпуск серийных образцов. Оба процесса протекают параллельно. Компании PowerJet (совместному предприятию французской Snecma и российского НПО "Сатурн") в ближайшие месяцы необходимо собрать несколько двигателей для завершения испытаний, также на мощностях "Сатурна" должно быть налажено серийное производство силовых установок. По словам Владимира Присяжнюка, на данный момент это чрезвычайно острый и сложный вопрос и к его решению подключены государственные структуры, в частности Министерство промышленности и "Оборонпром".

Дорогие покупатели
В следующем году ГСС рассчитывает поставить заказчикам еще 18 SSJ100, с 2012 г. компания планирует производить до 70 самолетов в год. До 2027 г. "Гражданские самолеты Сухого" намерена в общей сложности выпустить до 1040 самолетов. На сегодняшний день в портфеле заказов компании 122 машины. В конце прошлого года контракт на 15 самолетов и опцион на такое же количество ВС подписала индонезийская Kartika, став первым заказчиком в регионе Юго-Восточной Азии.
Во время представления машины на выставке в Ле-Бурже в июне этого года ГСС подписала соглашения на поставку машин одной российской и одной иностранной компании. Пермский "Авиализинг" приобретает 24 самолета, стоимость контракта оценивается в 715 млн долл. Компания получит ВС с 2011 по 2013 г. До сих пор "Авиализинг" занимался лизингом и продажей перевозчикам самолетов Ту-204-100, Ту-154Б, Ту-154М, Як-40. "Несмотря на кризис, обновление парка российских авиаперевозчиков — насущная необходимость. По нашим оценкам, к 2011–2013 гг., когда мы будем получать самолеты Sukhoi Superjet 100, начнется определенная стабилизация рынка авиаперевозок" — так прокомментировал сделку глава "Авиализинга" Виктор Новиков.
Еще одним заказчиком стал венгерский Malev, подписавший соглашение о намерениях о поставке 30 самолетов общей стоимостью почти 1 млрд долл. (710 млн евро). Malev покупает машины в конфигурации, рассчитанной на 98 мест. Первые поставки начнутся в 2011 г., перевозчик будет получать по шесть самолетов в год.
Ориентация проекта SSJ на мировой рынок потребовала от производителей привычной для эксплуатантов западной авиатехники системы послепродажного обслуживания. Отсутствие оперативной системы послепродажного обслуживания было одним из серьезных пробелов российской школы гражданского авиастроения, поэтому ГСС пришлось начинать фактически с чистого листа. Правда, эта проблема отчасти была решена за счет партнерства с итальянской Alenia Aeronautica; с ней АХК "Сухой" создал компанию SuperJet International, которая и будет отвечать, в частности, за техническую поддержку эксплуатантов флота SSJ100. В апреле компания получила от авиационных властей Италии сертификат EASA Part-145, который позволяет компании выполнять работы по техническому обслуживанию, дооборудованию и кастомизации самолетов на своей базе в Венеции. А в августе — сертификат EASA Part-147, который даст возможность SuperJet International заниматься обучением технического персонала для работы с SSJ100. Помимо этого партнер ГСС уже подписал соглашения с несколькими провайдерами ТОиР в разных странах мира, которые в дальнейшем будут заниматься технической поддержкой самолета. Среди них Air Works India Engg Pvt. Ltd, Singapore Technologies Aerospace Ltd., Finnair Plc, Aeroplex of Central Europe Ltd., Nayak Aircraft Services и Aveos Fleet Performance Inc. Они будут авторизованы для обслуживания самолетов как в аэропорту, так и в сервисных центрах. Поиск и изучение потенциальных партнеров ведется постоянно; в перспективе SuperJet International рассчитывает опубликовать список компаний, с которыми могут сотрудничать эксплуатанты SSJ100.  

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.