Эвакуация аварийных ВС с летного поля
Александр ЖУРАВКОВ, заместитель начальника Управления транспортной безопасности ФСНСТ
Воздушные суда могут терять способность передвигаться по территории аэропорта, и причины этого могут быть самые разные — от инцидентов, связанных с разрывом пневматиков колес или выкатыванием за пределы взлетно-посадочной полосы или рулежной дорожки, до серьезных авиапроисшествий, когда происходит частичное или полное разрушение ВС.
В течение 2006 г. произошло 17 случаев выкатывания ВС российских авиакомпаний, два из которых были связаны с необходимостью эвакуации широкофюзеляжных воздушных судов. 26 июня в аэропорту Внуково выкатился за пределы ВПП самолет Ил-86 авиакомпании "Атлант-Союз", а 23 августа в аэропорту Якутска при взлете выкатился на боковую полосу безопасности самолет Ил-96 авиакомпании "Домодедовские авиалинии", эвакуация которого длилась более суток.
Потерявшее способность двигаться воздушное судно, находящееся на рабочей площади аэродрома или вблизи нее, создает серьезную проблему, из-за которой авиакомпании несут большие финансовые потери, связанные с необходимостью направлять находящиеся в полете ВС на запасные аэродромы, аэропорты закрываются для полетов, а пассажиры вынуждены испытывать неудобства в ожидании своего рейса.
Основные вопросы организации эвакуации ВС регулируются Руководством по аэропортовым службам, часть 5 "Удаление воздушных судов, потерявших способность двигаться" (документ ICAO Doc 9137-AN/898), Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), Руководством по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), а также Инструкцией по эвакуации самолетов с летного поля аэродромов гражданской авиации, утвержденной МГА СССР 25 февраля 1986 г.
Статьей 89 Воздушного кодекса РФ определено, что эвакуация потерпевшего бедствие ВС с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта (авиакомпании) или иными силами за счет средств авиакомпании. Вместе с тем исторически сложившаяся система аварийно-спасательного обеспечения полетов ВС гражданской авиации, основанная на нормативных документах, выпущенных до принятия современного Воздушного кодекса, возлагала ответственность за обеспечение устойчивой работы аэропорта и, как следствие, за организацию эвакуации аварийных воздушных судов на руководство аэропорта.
Несоответствие действующей нормативной документации по организации эвакуации воздушных судов рекомендациям ICAO и современным условиям функционирования аэропортов, по мнению Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ), зачастую является причиной длительного времени удаления аварийного воздушного судна в некоторых аэропортах.
Следует особо подчеркнуть, что действующими нормативными документами не предусмотрен общий порядок взаимодействия и ответственность между сторонами, участвующими в процессе удаления воздушного судна, — аэропортом, эксплуатантом ВС (авиакомпанией) и организацией по техническому обслуживанию и ремонту ВС (т. е. организацией, имеющей персонал, подготовленный к выполнению работ на удаляемом ВС в соответствии с НТЭРАТ ГА-93).
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold