Эвакуация аварийных ВС с летного поля

Александр ЖУРАВКОВ, заместитель начальника Управления транспортной безопасности ФСНСТ
Воздушные суда могут терять способность передвигаться по территории аэропорта, и причины этого могут быть самые разные — от инцидентов, связанных с разрывом пневматиков колес или выкатыванием за пределы взлетно-посадочной полосы или рулежной дорожки, до серьезных авиапроисшествий, когда происходит частичное или полное разрушение ВС.
В течение 2006 г. произошло 17 случаев выкатывания ВС российских авиакомпаний, два из которых были связаны с необходимостью эвакуации широкофюзеляжных воздушных судов. 26 июня в аэропорту Внуково выкатился за пределы ВПП самолет Ил-86 авиакомпании "Атлант-Союз", а 23 августа в аэропорту Якутска при взлете выкатился на боковую полосу безопасности самолет Ил-96 авиакомпании "Домодедовские авиалинии", эвакуация которого длилась более суток.
Потерявшее способность двигаться воздушное судно, находящееся на рабочей площади аэродрома или вблизи нее, создает серьезную проблему, из-за которой авиакомпании несут большие финансовые потери, связанные с необходимостью направлять находящиеся в полете ВС на запасные аэродромы, аэропорты закрываются для полетов, а пассажиры вынуждены испытывать неудобства в ожидании своего рейса.
Основные вопросы организации эвакуации ВС регулируются Руководством по аэропортовым службам, часть 5 "Удаление воздушных судов, потерявших способность двигаться" (документ ICAO Doc 9137-AN/898), Наставлением по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники в гражданской авиации России (НТЭРАТ ГА-93), Руководством по поисковому и аварийно-спасательному обеспечению полетов гражданской авиации СССР (РПАСОП ГА-91), а также Инструкцией по эвакуации самолетов с летного поля аэродромов гражданской авиации, утвержденной МГА СССР 25 февраля 1986 г.
Статьей 89 Воздушного кодекса РФ определено, что эвакуация потерпевшего бедствие ВС с места бедствия осуществляется силами эксплуатанта (авиакомпании) или иными силами за счет средств авиакомпании. Вместе с тем исторически сложившаяся система аварийно-спасательного обеспечения полетов ВС гражданской авиации, основанная на нормативных документах, выпущенных до принятия современного Воздушного кодекса, возлагала ответственность за обеспечение устойчивой работы аэропорта и, как следствие, за организацию эвакуации аварийных воздушных судов на руководство аэропорта.
Несоответствие действующей нормативной документации по организации эвакуации воздушных судов рекомендациям ICAO и современным условиям функционирования аэропортов, по мнению Управления транспортной безопасности Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ФСНСТ), зачастую является причиной длительного времени удаления аварийного воздушного судна в некоторых аэропортах.
Следует особо подчеркнуть, что действующими нормативными документами не предусмотрен общий порядок взаимодействия и ответственность между сторонами, участвующими в процессе удаления воздушного судна, — аэропортом, эксплуатантом ВС (авиакомпанией) и организацией по техническому обслуживанию и ремонту ВС (т. е. организацией, имеющей персонал, подготовленный к выполнению работ на удаляемом ВС в соответствии с НТЭРАТ ГА-93).

Ссылки по теме

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.