Грузить не по бумажке

Программа безбумажного грузооборота IATA сулит масштабные выгоды отрасли, но ее внедрение сопряжено с серьезными трудностями

Роберт УОЛЛ, Париж
Процесс перевода индустрии авиационных грузоперевозок на электронный документооборот набирает ход, но программам безбумажной грузовой среды еще далеко до того, чтобы отрасль приняла их в мировом масштабе.
В известном смысле инициатива электронной авианакладной e-freight, предлагаемая Международной ассоциацией воздушного транспорта (IATA), преследует те же цели, что и электронный билет, введенный в этом году IATA в секторе пассажирских авиаперевозок, — снижение объемов бумажного документооборота, ускорение рабочих процессов и сокращение издержек. Но, в отличие от пассажирского сектора, пройдут десятилетия, прежде чем грузовой сегмент полностью откажется от бумаги, — если это вообще когда-нибудь произойдет. Слишком уж велико количество сопроводительных документов, необходимых для каждого грузоотправления, да и организаций в этом процессе участвует значительно больше, чем при перевозке пассажиров.
Но, поскольку грузовые авиаперевозчики страдают от растущих цен на топливо и последствий экономического спада в той же мере, что и пассажирские авиакомпании, любые методы экономии, несомненно, будут привлекать интерес. Несколько лет назад IATA предварительно оценивала потенциальные сбережения сектора от перехода на e-freight в сумму до 1,2 млрд долл.; сейчас организация пересматривает свой прогноз с учетом изменившейся ситуации и первых полученных результатов работы безбумажной системы. Ожидается, что уточненная оценка будет обнародована к концу года.
IATA запустила e-freight в прошлом году. Программа затрагивает все стороны, связанные с транспортировкой грузов по воздуху, — грузоперевозчиков, экспедиторские компании, операторов погрузочно-разгрузочных работ, грузоотправителей и таможенные службы. Последние особенно важны для жизнеспособности электронной авианакладной. По большому счету, успех программы e-freight целиком и полностью зависит от того, какие меры будут приниматься отдельными странами для перевода своих таможенных органов в электронную среду e-customs.
Среднесрочная цель программы, по словам IATA, — перевести к 2010 г. авиационные грузоперевозки на 100%-ный безбумажный документооборот "везде, где это осуществимо". "В ходе масштабного исследования более чем в 200 странах мира, где в данный момент проводятся мероприятия по модернизации таможенных служб, организация выбрала 52 государства в качестве кандидатов на участие в программе", — говорит директор проекта Стив Смит. Эти страны суммарно отвечают примерно за 60-65% всего объема авиационных грузоперевозок в мире. Из их числа IATA пока выделила 20 стран, которые могли бы присоединиться к программе до 2010 г.

Страны — участники
программы e-freight

С 2007 г.
Великобритания
Гонконг
Канада
Нидерланды
Сингапур
Швеция

С 1 августа 2008 г.
Южная Корея

Планируют присоединиться
к 2010 г.

Австралия
Дания
Германия
Исландия
Испания
Люксембург
Маврикий
Новая Зеландия
Норвегия
США
Франция
Швейцария
Эмират Дубай

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

IT в авиации

Подпишитесь на рассылку ATO.RU и читайте ежемесячный бюллетень "Информационные технологии в авиации"

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.