Gulfstream G650

На пути к сертификации
G650
G650

Фред ДЖОРДЖ
GG650 представляет собой, возможно, самый амбициозный технологический скачок Gulfstream Aerospace со времени, когда Grumman, основатель этой линии, ввел в строй GII в 1965 г. По некоторым оценкам специалистов отрасли, вывод на рынок новейшей первоклассной модели Gulfstream стоит около 1 млрд долл. В свою очередь G650 предложит пассажирам самый большой салон среди всех специально построенных до сих пор самолетов бизнес-авиации. У него будет самая большая крейсерская скорость, наибольший радиус действия и наилучшая топливная эффективность среди любых самолетов бизнес-авиации с крейсерской скоростью 0,85М.
К достоинствам самолета, помимо применения некруглого поперечного сечения фюзеляжа, позволяющего эффективно использовать внутреннее пространство, наилучшей герметизации салона среди любых самолетов бизнес-авиации с большими салонами, новых контуров крыла, приводящих к меньшему сопротивлению воздуха при высокой крейсерской скорости, и значительно большей доли композитных материалов, следует отнести и с самые совершенные системы из всех моделей, разработанных Gulfstream до настоящего времени.
Компания Gulfstream с момента ее основания стремилась создать ультраджет с чистого листа, и G650 наиболее близок к реализации этой идеи: хотя самолет и унаследовал ряд решений у своих предшественников, они подверглись существенным технологическим усовершенствованиям. Самым значительным усовершенствованием стала цифровая электродистанционная система управления (ЭДСУ, Fly-by-Wire); кроме того, этот новейший самолет Gulfstream также обладает новой системой управления полетом FMS, автоматическим режимом аварийного снижения, системой PlaneView II и полностью автоматическим трехмерным метеорадаром. Электронные автоматы защиты цепи будут применяться для некритичных систем, что позволит уменьшить вес самолета на 300 фунтов.
Следование графику сертификации совершенно нового самолета является редким исключением для большинства гражданских авиастроительных компаний. Некоторые компании отстают от своих графиков сертификации новых машин на срок от двух до десяти лет.
Точное следование графику программы G650 также отражает значительное изменение корпоративной культуры Gulfstream. Разработка и сертификация ряда ее классических продуктов, в особенности GIV, отставали от графика, самолеты набирали вес и не соответствовали первоначальным ожиданиям. GIV оправдал свою первоначальную цену только через пять лет после ввода в строй в 1987 г.
Прес Хенне, старший вице-президент Gulfstream по программам, инжинирингу и испытаниям, говорит: "До настоящего времени мы были полностью успешны в программе G650. Однако я не хочу больше ничего говорить, чтобы не сглазить. Небольшие разговоры ведут к большим последствиям".
Впрочем, он добавляет: "Должен вам сказать, что этот самолет великолепен, он ведет себя хорошо на скоростях почти до 1М, а технические характеристики полностью соответствуют планам. Высокоскоростное аэродинамическое качество полностью достигнуто. Самолет с серийным номером 6004, наш первый произведенный самолет с оборудованным интерьером, очень близок к нашему запланированному эксплуатационному весу. Вам придется очень сильно постараться, чтобы найти хоть какие-то отличия веса".
Контуры крыла были оптимизированы с помощью четырех различных пакетов программного обеспечения CFD. Более 1,4 тыс. ч испытаний в аэродинамической трубе, включая испытания в потоке низкотемпературного воздуха в немецко-голландской аэродинамической лаборатории в Кельне с целью компенсации эффекта масштаба, былo проведенo до того, как началось полномасштабное изготовление самолета. Инженеры Gulfstream стремились избежать любых неожиданностей в ходе летных испытаний, которые потребовали бы излишних аэродинамических приспособлений, таких как аэродинамические гребни на верхней поверхности крыла, турбулизаторы или накладки на передней кромке крыла для предотвращения сваливания. По состоянию на начало сентября летные испытания подтвердили, что никаких аэродинамических приспособлений не требуется.
Такое детальное планирование и испытания были основными факторами, которые помогли программе G650 следовать графику относительно веса и спецификаций и соответствовать целям программы, поставленным Gulfstream.
Программа летных испытаний выполняется уже на пяти опытных самолетах, которые к середине сентября налетали около 600 из 1800 ч, запланированных программой сертификационных испытаний. Таким образом, Gulfstream движется в соответствии с графиком к сертификации в 2011 г. и началу поставок клиентам в 2012 г.
Хотя формальное объявление состоялось в марте 2008 г., G650 разрабатывается уже в течение пяти лет. Он извлек выгоду из самого тщательного предварительного планирования полетов и испытаний каждого самолета Gulfstream, введенного в строй за это время. Материнская компания Gulfstream, General Dynamics, одобрила запуск программы в мае 2005 г. Контуры крыла были заморожены в сентябре 2006 г., а защита эскизного проекта завершилась в июне 2007 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.