Имущественное бесправие
Виталий БОРДУНОВ, профессор, эксперт ICAO,
Анатолий КАПУСТИН, профессор, президент Российской ассоциации международного права,
Борис ЕЛИСЕЕВ, профессор, президент Ассоциации транспортного права,
Сергей ЮРЬЕВ, профессор, президент Национальной ассоциации воздушного права
Парк воздушных судов, каждое из которых может стоить десятки миллионов долларов, образует основу капитала любой авиакомпании. В переводе на юридический язык ее авиационный капитал рассматривается как имущество, которым она распоряжается как собственник, арендатор, лизингополучатель или на иных основаниях. Именно поэтому ВС являются объектом гражданских прав. С точки зрения ст. 130 Гражданского кодекса (ГК) воздушные суда являются недвижимостью, в отношении которой осуществляется право собственности и другие вещные права. Эти права подлежат государственной регистрации, также как их ограничения, возникновение, переход и прекращение. Воздушные суда как объекты гражданских прав активно задействованы в гражданский и хозяйственный оборот. Но все это становится возможным только при условии признания государством законности и действительности прав, возникающих в силу совершения различных сделок с ВС: купли-продажи, аренды, лизинга, фрахтования и т. п.
Казалось бы, этот вопрос уже решен в нашем законодательстве. Определенный оптимизм на этот счет внушают ст. 131 ГК и п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса (ВК). Ведь они содержат прямое указание о том, что права собственности и другие вещные права подлежат государственной регистрации. Однако регистрировать права на воздушные судна до сих пор негде, хотя прошло 15 лет с момента принятия Гражданского кодекса, и 11 — после появления Воздушного кодекса. Похоже, такое положение сохранится еще долго. Законодательная власть не спешит с принятием закона. В государстве отсутствует система регистрации любых прав на воздушные суда, что не отвечает интересам и государства, и эксплуатантов воздушных судов.
Росавиации точно известно количество и типы ВС, эксплуатируемых в России, но это не дает представления об их общей стоимости, что важно для исчисления налогооблагаемой базы. А эксплуатанты, с одной стороны, de facto вправе заявить о своих правах собственности и других вещных правах в отношении того или иного ВС, но, с другой стороны, de jure подтвердить их им нечем. По этим причинам российские эксплуатанты ВС ограничены в возможностях выступать полноценными участниками гражданского и коммерческого оборота в сфере гражданской авиации.
Комментирует заместитель председателя Комитета по транспорту Государственной Думы
Сергей ГАВРИЛОВ |
Действительно, сегодня мы имеем пробел в правовом регулировании регистрации прав на воздушные суда. Статьей 8 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и п. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривается, что до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса, должен применяться действующий порядок регистрации прав на воздушные суда. Но ни органы юстиции, ни специально уполномоченный орган в области гражданской авиации регистрацию прав на воздушные суда никогда не производили и не производят, то есть "установленного порядка" просто нет. А действующие в настоящее время "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ" регламентируют исключительно вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. |
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent