Имущественное бесправие

Отсутствие в России государственной системы регистрации прав на ВС мешает авиакомпаниям преодолевать экономический кризис

Виталий БОРДУНОВ, профессор, эксперт ICAO,
Анатолий КАПУСТИН, профессор, президент Российской ассоциации международного права,
Борис ЕЛИСЕЕВ, профессор, президент Ассоциации транспортного права,
Сергей ЮРЬЕВ, профессор, президент Национальной ассоциации воздушного права
Парк воздушных судов, каждое из которых может стоить десятки миллионов долларов, образует основу капитала любой авиакомпании. В переводе на юридический язык ее авиационный капитал рассматривается как имущество, которым она распоряжается как собственник, арендатор, лизингополучатель или на иных основаниях. Именно поэтому ВС являются объектом гражданских прав. С точки зрения ст. 130 Гражданского кодекса (ГК) воздушные суда являются недвижимостью, в отношении которой осуществляется право собственности и другие вещные права. Эти права подлежат государственной регистрации, также как их ограничения, возникновение, переход и прекращение. Воздушные суда как объекты гражданских прав активно задействованы в гражданский и хозяйственный оборот. Но все это становится возможным только при условии признания государством законности и действительности прав, возникающих в силу совершения различных сделок с ВС: купли-продажи, аренды, лизинга, фрахтования и т. п.
Казалось бы, этот вопрос уже решен в нашем законодательстве. Определенный оптимизм на этот счет внушают ст. 131 ГК и п. 9 ст. 33 Воздушного кодекса (ВК). Ведь они содержат прямое указание о том, что права собственности и другие вещные права подлежат государственной регистрации. Однако регистрировать права на воздушные судна до сих пор негде, хотя прошло 15 лет с момента принятия Гражданского кодекса, и 11 — после появления Воздушного кодекса. Похоже, такое положение сохранится еще долго. Законодательная власть не спешит с принятием закона. В государстве отсутствует система регистрации любых прав на воздушные суда, что не отвечает интересам и государства, и эксплуатантов воздушных судов.
Росавиации точно известно количество и типы ВС, эксплуатируемых в России, но это не дает представления об их общей стоимости, что важно для исчисления налогооблагаемой базы. А эксплуатанты, с одной стороны, de facto вправе заявить о своих правах собственности и других вещных правах в отношении того или иного ВС, но, с другой стороны, de jure подтвердить их им нечем. По этим причинам российские эксплуатанты ВС ограничены в возможностях выступать полноценными участниками гражданского и коммерческого оборота в сфере гражданской авиации.

Комментирует заместитель председателя Комитета по транспорту Государственной Думы
Сергей ГАВРИЛОВ

Действительно, сегодня мы имеем пробел в правовом регулировании регистрации прав на воздушные суда. Статьей 8 Закона "О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" и п. 1 ст. 33 Федерального закона от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" предусматривается, что до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п. 1 ст. 131 Гражданского кодекса, должен применяться действующий порядок регистрации прав на воздушные суда. Но ни органы юстиции, ни специально уполномоченный орган в области гражданской авиации регистрацию прав на воздушные суда никогда не производили и не производят, то есть "установленного порядка" просто нет. А действующие в настоящее время "Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ" регламентируют исключительно вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них.
Таким образом, хозяйствующие субъекты сегодня вынуждены совершать сделки с авиационной техникой, определенным образом идя на риск, обусловленный несовершенством правовой базы. В результате это приводит к ситуациям, когда эксплуатант, действовавший вполне добросовестно, не имеет возможности юридическими средствами обеспечить эффективную защиту своих прав на имущество.
Государственной Думой подготовлен проект Федерального закона "О регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними". Однако отраслевые эксперты обоснованно считают, что принятие его в существующем виде не приведет к ожидаемым результатам.
В настоящий момент Комитет по транспорту Государственной Думы проводит совместную работу с министерством транспорта, крупнейшими компаниями — эксплуатантами ВС, цель которой — доработка проекта указанного закона и его скорейшее принятие, что позволит действительно радикальным образом решить эту проблему.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.