Интеграция с мировым авиапромом
Максим ПЯДУШКИН, Фарнборо-Москва
Прошедший в начале июля авиасалон Farnborough International 2008 — одна из старейших и наиболее авторитетных авиационных выставок в мире. Даже сейчас, когда авиационные шоу в разных странах и регионах проводятся почти каждый месяц, выступить нюьсмейкером в Фарнборо старается практически любой значимый производитель авиационной техники. В этом году российские авиастроители постарались выжать максимальный эффект из своего довольно скромного участия на этом авиасалоне. Наверное, впервые Россия был представлена в Фарнборо без натурных образцов авиационной техники, ограничившись многочисленными моделями, которые, впрочем, ранее демонстрировались как на внутрироссийских, так и на некоторых зарубежных выставках.
Тем не менее отсутствие экспонатов компенсировалось наличием многочисленных медиасобытий, которые, по всей видимости, должны были подчеркнуть деловой настрой российских участников. Однако большинство объявленных сделок представляли собой лишь предварительные договоренности, а их общая стоимость не идет ни в какое сравнение с результатами участия в Farnborough International мировых лидеров авиастроения.
Вечные соперники — Boeing и Airbus — продолжили соревнование по увеличению своих портфелей заказов. Aibus по итогам работы авиасалона получил 256 заказов (247 из которых твердые) общей стоимостью 40,5 млрд долл. Отрадно, что свою долю в рекордный результат внес и "Аэрофлот", разместив заказ на пять лайнеров A321. Американский производитель объявил о получении заказов на 197 самолетов на общую сумму 23 млрд долл.
Результаты россиян были намного скромнее, однако, по крайней мере, показали растущую степень интернационализации отечественного авиапрома. Основные отечественные производители в очередной раз продемонстрировали, что видят свое будущее не во внутренних проектах, а в международной кооперации. Корпорация "Оборонпром", консолидировавшая под своим крылом российскую вертолетостроительную отрасль, закрепила предварительные договоренности, достигнутые в мае на выставке HeliRussia 2008, об организации в России лицензионного производства вертолетов AW139 англо-итальянской компании AgustaWestland. По словам гендиректора Оборонпрома Андрея Реуса, начать сборку AW139 планируется в 2010-2011 гг. на новом заводе, который будет построен на производственной базе холдинга "Вертолеты России" в подмосковных Панках. Лицензионным производством займется специальное СП, которое будет создано Оборонпромом и AgustaWestland.
На авиасалоне получил развитие и один из международных проектов российских самолетостроителей. СП Airbus Freighter Conversion (AFC) получило первый заказ на конвертацию 30 пассажирских лайнеров A320/A321 в грузовую модификацию для нидерландской лизинговой компании AerCap. И хотя этот заказ будет выполняться на заводах дочерней компании EADS — EFW (в Дрездене), российские участники СП — Объединенная авиастроительная корпорация и корпорация "Иркут" — будут производить на Иркутском авиазаводе комплекты для переоборудования. Первый прототип конвертированного самолета планируется выпустить в 2011 г, а запуск серийного производства намечен на 2012 г. Как рассказал АТО президент ОАК Алексей Федоров, российская линия для конвертации в Жуковском будет готова к 2013 г. Инвестиции в оснащение отечественного центра конвертации оцениваются в 30 млн евро, а отработка технологий и обучение российского персонала будет происходить в Дрездене. К моменту запуска центра в Жуковском партнеры по AFC планируют выйти на уровень конвертации в 40 самолетов в год, половина из которых будет проходить переоборудование в России, объяснил Федоров. Всего же, по прогнозу управляющего директора AFC Ларса Беккера, до 2026 г. в грузовую версию будет переоборудовано около 400 узкофюзеляжных лайнеров.
Укрепил свои отношения с EADS и Airbus также один из крупнейших мировых производителей титана — российская корпорация "ВСМПО-АВИСМА", подписав с европейским концерном рамочное соглашение о поставке титановой продукции до 2020 г. Этот контракт, оцениваемый в 4 млрд долл., предусматривает поставку плоского и круглого проката из титановых сплавов, а также штампованных изделий, которые будут использоваться в производстве всех лайнеров Airbus, в том числе и самолета нового поколения А350XWB.
Также на иностранный рынок ориентировались и продавцы российских самолетов. Как и ожидалось, наибольший вклад в российский портфель заказов внесли контракты на региональный самолет Superjet 100, который в Фарнборо продавали как "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), так и недавно созданное совместное предприятие ГСС с итальянской Alenia Aeronautica — Superjet International. Впервые выступив на международном авиасалоне, Superjet International объявило о подписании двух контрактов. Пять самолетов в 95-местной версии заказала швейцарско-итальянская инвестиционная компания AMA Asset Management Advisors. Самолеты будут переданы заказчику в 2011 г. По словам гендиректора AMA Франческо Гварнери, в ближайшем будущем его компания собирается увеличить количество заказанных самолетов до 25 единиц, с тем чтобы передать их в равных долях в лизинг пяти авиакомпаниям из Европы и Азии. Еще один контракт на 20 Superjet 100 в 98-местной версии был заключен с неназванным заказчиком, который, по словам директора Superjet International Алессандро Францони, является "хорошо известной европейской компанией".
Сама компания ГСС объявила на Фарнборо о подписании только одного предварительного соглашения с компанией "Авиализинг" на поставку 24 самолетов с опционом еще на 16. Сумма этой сделки оценивается в 630 млн долл., и, по признанию представителей ГСС, самолеты, а фактически слоты под их производство, были зарезервированы в интересах авиакомпании UTair, которая близка к подведению итогов тендера по выбору нового регионального самолета (впрочем, пытаться предсказать итоги тендера на основе этой информации было бы в высшей степени некорректно). Подписание твердого контракта ожидается в течение полугода. Если перевозчик остановит свой выбор на продукции ГСС, то у семейства Superjet появится первый заказ на 75-местную версию, хотя представители производителя признают, что при отсутствии достаточного количества заказов для запуска ее производства условия соглашения допускают перевод контракта на 95-местный вариант.
Другая российская лизинговая компания — "Ильюшин Финанс Ко." (ИФК) использовала авиасалон в Фарнборо для объявления, казалось бы, совсем внутрироссийского события. Она подписала с ОАК предварительное соглашение о приобретении в 2010-2012 гг. 31 модернизированного самолета Ту-204СМ-100 с опционом еще на 30 машин. По словам гендиректора ИФК Александра Рубцова, в новой модификации устранены все "детские болезни" Ту-204, выявленные в первые годы коммерческой эксплуатации. Кроме того, на Ту-204СМ-100 будут отрабатываться некоторые решения и технологии для будущего российского среднемагистрального лайнера МС-21. Сертификация новой версии намечена на 2009 г. Судя по соотношению российских и иностранных заказчиков, в продвижении Ту-204 ИФК теперь ориентируется в основном на зарубежных клиентов. Как заявил Рубцов, на законтрактованные машины у ИФК уже есть около 10 заказчиков из Ирана, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. Среди российских получателей только авиакомпания Red Wings.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent