"Иркут" диверсифицируется
Авиастроительная корпорация "Иркут", созданная на базе Иркутского авиационного производственного объединения (ИАПО), обнародовала планы по выходу на биржу: весной 2004 г. будет проведено публичное размещение 20% акций корпорации. Вырученные средства пойдут на приобретение акций ОКБ им. Яковлева и работу над гражданскими программами корпорации, до сих пор ориентированной преимущественно на производство военной авиатехники.
На долю практически частного "Иркута" (лишь 14,7% его акций принадлежат государству и управляются АХК "Сухой") приходится порядка 10% общего объема российского оружейного экспорта. Около 90% доходов корпорации поступают от реализации истребителей семейства Су-30 (Су-30МКИ для Индии и Су-30МКМ для Малайзии). Однако в ближайшем будущем, уже к 2006-2008 гг., менеджмент корпорации рассчитывает увеличить долю гражданской составляющей до 50%. А для того чтобы превратиться, по сути, из завода-производителя в полноценную самолетостроительную компанию, "Иркут" намерен приобрести 75% акций КБ им. Яковлева, которое определено соисполнителем по разработке перспективного ближне- и среднемагистрального пассажирского самолета МС-21 (см. АТО # 48, стр. 50).
Необходимые для развития гражданских программ и приобретения конструкторского бюро средства "Иркут" рассчитывает привлечь за счет проведения публичного размещения (IPO) своих акций. Корпорация станет первым предприятием российского ВПК, вышедшим на биржу, и пока единственной компанией российской "оборонки", представляющей финансовую отчетность по международным стандартам бухгалтерской отчетности GAAP.
По данным корпорации, в ходе первичного размещения акций "Иркут" рассчитывает получить от 75 до 100 млн долл. В марте 2004 г. "Иркут" выставит 20% своих акций на крупнейших российских фондовых площадках. Организатором и ведущим менеджером размещения выступает московский МДМ-Банк. На продажу будут предложены как ценные бумаги существующих акционеров, так и акции дополнительной эмиссии, определенной в размере 10% уставного капитала. По некоторым данным, в 2005 г. корпорация рассмотрит возможность прохождения листинга на Лондонской бирже.
Наращивая свою гражданскую составляющую, "Иркут" участвует и в нескольких программах международной кооперации. Наверное, пока самым известным проектом является совместное с европейским концерном EADS продвижение на рынок самолета-амфибии Бе-200 с двигателями BR715 немецкого отделения компании Rolls-Royce.
Первым результатом совместных усилий стало подписание "Иркутом" в начале февраля протокола о намерениях о поставке 8 самолетов Бе-200, оснащенных двигателями BR715, с одной из ведущих американских компаний по борьбе с пожарами Hawkins & Powers. Поставки Бе-200 в США могут начаться в 2007 г. после разработки технической документации на установку импортных двигателей, создания опытного образца и его сертификационных испытаний.
В 2002 г. совместно с израильской Aeronautics Unmanned Systems LTD российская компания начала работу над проектом беспилотного летательного аппарата (БПЛА), который может быть использован для борьбы с природными стихиями и техногенными авариями. И хотя, как заявляют представители "Иркута", проект был запущен в первую очередь в интересах МЧС России, БПЛА может стать дополнением к продвигаемому на международные рынки Бе-200.
Пусть и с некоторой натяжкой, к "мирным" программам международной кооперации можно отнести совместный с индийской компанией Hindustan Aeronautic Limited проект создания многоцелевого транспортного самолета, реализуемый с АК им. Ильюшина. Эта машина предназначена в первую очередь для ВВС обеих стран, но может быть использована и гражданскими авиагрузоперевозчиками.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.