К вопросу о пилотах-гастарбайтерах
Авиационная общественность замерла в ожидании стратегически важного для отрасли решения — разрешим ли мы иностранным пилотам работать на нашем рынке или мы сможем остановиться у этой роковой черты? Кто просчитывал такой вариант, его целесообразность и его последствия, или это очередное "командирское решение"?
Идея использования иностранных пилотов в гражданской авиации России не нова. К ней в последнее время с завидным постоянством все чаще возвращаются в зависимости от того, как складывается ситуация на рынке труда. Идея не так однозначна, как это может показаться с первого раза. Основные предпосылки ее возникновения — острейший дефицит профессиональных пилотов в отрасли. Почему он возник и кто виноват — ответ очевидный: государственные чиновники, за это отвечающие. Различные ссылки на объективные трудности не оправдывают, трудности были у всех, но в тех местах, где управление осуществлялось более профессионально и эффективно, удалось избежать столь масштабных последствий.
Возникает вопрос, кому это было нужно? Ответ также понятен — только иностранному капиталу, планирующему проникнуть на наш внутренний рынок. Случайно или осознанно совершались ошибки? Ответить на этот вопрос — прерогатива компетентных органов. Но то, что это одно из звеньев далеко идущих планов по экономической экспансии, по ослаблению и завоеванию российских рынков — это понятно всем мыслящим людям.
Давайте рассуждать. Гражданская авиация — это, прежде всего самолеты, авиационное оборудование и люди, управляющие этими самолетами и оборудованием, а также система организации, связывающая все это воедино. Авиапрома у нас уже нет. Значит, следующий шаг — это специалисты и, прежде всего, пилоты, как наиболее дорогой, специфический и ключевой ресурс, без которого ни одна авиакомпания работать не сможет, и который не возьмешь просто так на открытом рынке труда, как например, водителей, экономистов, юристов и др. Следовательно, необходимо создать проблемы с этим ресурсом — все остальное решится как бы само собой. Что для этого нужно делать? А ничего особенного делать-то и не нужно. Нужно просто под различными предлогами не дать делать другим, тормозить возникающие инициативы, для того чтобы ситуация "не рассосалась" благодаря усилиям авиакомпаний. Согласитесь, это не так уж и сложно — "держать и не пущать". То, что отрасль ежегодно наращивает количество перевезенных пассажиров, происходит благодаря активности авиакомпаний, а не усилиям чиновников. А по сути, и усилий таких ждать неоткуда. Уже год (с ноября 2011 г.) Росавиация работает без начальника управления летной эксплуатации и ведущих специалистов в этом управлении. Почти год (с сентября 2011 г. по август 2012 г.) отрасль отработала без начальника управления поддержания летной годности воздушных судов, более полугода отсутствовал заместитель руководителя, курирующий организацию летной работы. Даже неспециалисту понятно, что летная и техническая служба всегда были и сейчас остаются основой отрасли, на них базируется организация и выполнение полетов, обеспечение их безопасности. Поэтому, если мы еще движемся по инерции вперед, то только благодаря авиакомпаниям, которые самостоятельно решают все вопросы по развитию своего бизнеса.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent
Комментарии
Wu wei
чт, 08/11/2012 - 12:37
Как, без знания русской ненормативной лексики, принимать иностранных пилотов на работу?
Это должно быть запрещено.
Вопрос привлечения зарубежных пилотов - чрезвычайно актуальный. Поэтому нельзя принимать поспешных решений. Опять же с сообществом лётчиков его надо взвесить. Лет пять - восемь, пока не создадим собственную беспилотную авиацию.
ALEX5
чт, 08/11/2012 - 17:31
Для Wu wei.
Абсолютно согласен. В создавшейся ситуации необходимо одновременно и срочно действовать по двум направлениям:
1. Разрешить Российским авиакомпаниям использование иностранных пилотов (не уверен, что это могут быть пилоты на должности командира ВС) с учетом перечисленных и, других возможных негативных последствий от такого решения.
2. Срочно реформировать существующую систему и создавать новые летные школы для подготовки Российских коммерческих пилотов.
Другого выхода нет. Последние 10 лет я постоянно говорил о том, что нас подведут к черте, когда использование иностранных пилотов станет жизненно необходимым для авиакомпаний. Следующим шагом может быть подготовка пилотов за рубежом. Ситуация затянута настолько, что ее сложно будет исправить даже если мы начнем действовать немедленно.
Может быть, у Росавиации есть более эффективные варианты решения проблемы?
С уважением, Александр Я.
Observer69
чт, 08/11/2012 - 22:52
Статья очень правильная, но преамбула наивная - "...Случайно или осознанно совершались ошибки? Ответить на этот вопрос — прерогатива компетентных органов..."
Наивная вера, что какие-то мифические органы будут этим заниматься. Детский сад какой-то!
Противопоставление чиновников-лодырей и трудяг-авиакомпаний - ещё бОльший детский сад. Авиакомпании и чиновники дуют в одну дудку - "Греби побольше в свой карман".
Авиакомпании нисколько не заинтересованы в подготовке лётчиков. Грабить - да. Увеличивать прибыль - да. Переманивать лётчиков у соседей - да. Готовить - НЕТ.
По сути самой статьи - безусловно, если пустить козла в свой огород, то будет полный крах. Иного не дано.
Государство просто ОБЯЗАНО сделать невыгодным - и в бюрократическом и в экономическом смыслах использование иностранной рабочей силы и в ПЕЕЕЕЕРВУЮ очередь - высококвалифицированной рабочей силы, где лётный состав занимает здесь одну из самых высших строчек.
Именно дефицит рабочей силы сделает возможным подготовку своих лётчиков. Только так.
Иначе "таджики" полностью и безвозвратно заполнят свои ниши.
Если это кому-то непонятно, то пусть расскажет здесь присутствующим о планах подготовки своих дворников.
Если вы приоткрыли дверь и вам в щель вставили ногу - пишите пропало. Задача внешних экспортёров товаров и услуг - взломать "оборону" страны (таможню и юридические ограничения) и "вставить ногу"...
ALEX5
вс, 11/11/2012 - 16:42
К сожалению, я уже вышел из наивного возраста, поэтому знаю, как обычно совершаются такие ошибки и просчеты, но не нам с вами делать заключения и выводы по этому поводу. Многое у нас в государстве поставлено с ног на голову, но это другая тема.
С одним не могу согласиться. Авиакомпании в отличие от чиновников как никто другой заинтересованы в подготовке пилотов. Они давно осознали, что без этого ресурса их бизнес существовать и развиваться не можетт! Именно по этому, некоторые ведущие авиакомпании уже несколько лет пытаются пробить брешь бюрократического произвола. А вот чиновники действительно не заинтересованы в этом, потому что их оклады не зависит от эффективности работы ни отрасли, ни компаний. Скорее наоборот, чем меньше летают, тем меньше хлопот.
Проблема дефицита летного состава развивалась постепенно. По оценкам ICAO нехватка пилотов к 2030 году составит более 160 000 человек. В России сегодня, когда ситуация обострилась, и пилот становится основным условием сохранения авиаомпаний, необходимо подумать о возможности использования иностранных пилотов с учетом необходимых ограничений. Если мы начнем терять авиакомпании, тогда и пилоты уже будут не нужны.
Вы пишите "государство должно сделать невыгодным … использование иностранной рабочей силы", оно уже делало это с самолетами, к чему все это привело, мы знаем. Мы должны сделать так, чтобы наш коммерческий пилот, подготовленный в нашем летном училище (школе, центре) был лучше, дешевле, и самое главное – конкурентнее по всем параметрам. Тогда и только тогда в наших авиакомпаниях будут летать Российские пилоты.
Подготовкой летного состава в России занимается исключительно государство. Если оно одновременно отрицает и необходимость реформирования собственной системы подготовки пилотов, и необходимость привлечения пилотов со стороны, значит, оно не признает наличия самой проблемы с летным составом. Значит так ситуация видится из кабинетов. Тогда почему большинству специалистов она видится иначе? Почему авиакомпании заявляют о нехватке пилотов, почему просят разрешить использование иностранцев, почему переманивают друг у друга пилотов заоблачными заработными платами и различными бонусами, почему такой низкий уровень подготовки экипажей и курсантов, которых нельзя брать на работу без доучивания, почему подготовка нашего пилота почти в 3 раза дороже иностранного??? Это огромное количество "почему?" объективно и определяет наличие проблемы. Жаль, что не всем это видно.
Если уж государство не справилось с задачей подготовки летного состава для отрасли, необходимо отказаться от своей гегемонии и мобилизовать иные ресурсы для совместного решения проблемы. Не должно быть так: "и сам не делаю и, другому не даю", как собака на сене Если наш пилот не будет конкурентным на мировом рынке, наши авиакомпании и отрасль не выживут в условиях ВТО.
Я пока не затрагиваю эффективности сомой системы подготовки в училищах, это отдельный большой и болезненный разговор.
Observer69
вс, 11/11/2012 - 19:28
Не могу с Вами согласиться. Ну никак не могу. Мой опыт говорит совершенно другое.
"Авиакомпании в отличие от чиновников как никто другой заинтересованы в подготовке пилотов."
Сколько конретно СВОИХ денег эти авиакомпании вложили в подготовку пилотов в РФ? Они построили учебные центры? Накупили оборудования? Объявили среди ВУЗов страны конкурсы на учебные программы и оплатили исследования? Что с деньгами конкретно?
Что это за авиакомпании?
Всё остальное - сотрясание воздуха.
Кстати возникает простой вопрос - раньше авиация была государственной и подготовкой лётчиков занималось государство. Теперь авиация - это бизнес. Так почему государство должно заниматься обслуживанием бизнеса? Да ещё за деньги налогоплательщиков?
Я здесь вижу и коррупционную природу, когда бизнесмены-частники, требуют себе лётчиков. Хотите кататься? ЛюбИте и саночки катать - тратьте ваши денюжки и на подготовку лётного состава. А то привыкли брать готовенькое - жить на запасах СССР, т.е. получать прибыль, ничего не вкладывая. А кончилось советское - крик: "Дайте, дайте!". Ответ - купите!
Чиновники как раз заинтересованы в работе авиакомпаний - ибо они их "доят".
Достаточно посмотреть, что происходит с Аэрофлотом, который является дойной коровой для ряда влиятельных чиновников. Свою корову они холят и лелеют.
Все выгодные рейсы - только Аэрофлоту. Пролётные деньги - Аэрофлоту. Практически весь отстроенный за ГОСденьги аэропорт Шереметьево - отдаётся Аэрофлоту почти в монопольное использование. Дать таможенные льготы - разумеется Аэрофлоту...
Вот только удОи, расходовать на развитие никто не хочет. Ни сами коммерсанты, ни их покровители. Всё в карман.
А когда советское кончилось - надо сначала взять у соседей, а когда и там закончится, то за границей. Но прибыль - только в карман!
А потом можно покричать , что дескать "государство должно".
Государство вкладывает, а мы сливки снимаем... Но своё тратить не будем.
Но государство (есло оно нормальное!) должно сказать:
Вам надо работать? - Работайте! Вам нужны основные средства? - Покупайте! Нужны кадры? - Покупайте! За свои покупайте! А моё дело - брать таможенную пошлину со всего, что ввозится. И с самолётов и с пилотов... Не хочется платить пошлину? Хотите подешевле? Готовьте кадры внутри страны, стройте самолёты внутри страны.
"Вы пишите "государство должно сделать невыгодным … использование иностранной рабочей силы", оно уже делало это с самолетами, к чему все это привело, мы знаем."
Вы очевидно ничего не поняли.
Что именно делало государство????!
Оно наоборот, было (и есть) заинтересовано в развале своей же промышленности - отменило пошлины и запустило сюда всякое старьё. Старый бобик ВСЕГДА будет более выгоден, чем новый отечественный самолёт - это понятно и ребёнку. И промышленность осталась без заказов, а страна осталась без авиации.
Снятие заградительных барьеров - это экономическое самоубийство страны. Все развитые страны начинали своё развитие только одним способом - закрывали свои рынки от импорта и делали невыгодным (а то и вовсе невозможным) ввоз высокотехнологичной продукции. Вспомните причину войны за независимость в США.
Попытка ввоза иностранных пилотов преследует простую цель - надавить на своих и вынудить их пойти на снижение зарплаты. Т.е. запустить штрейхбрехеров на свой рынок труда.
Но приведёт это только к одному - к сокращению мотивации подготовки своих пилотов и их вообще не захочется никому готовить. Зачем делать свои мобильники, когда полно китайских????
"Мы должны сделать так, чтобы наш коммерческий пилот, подготовленный в нашем летном училище (школе, центре) был лучше, дешевле, и самое главное – конкурентнее по всем параметрам."
Банальное непонимание законов экономики. Если российский пилот будет дешевле - это означает лишь одно - он уедет работать туда, где больше заплатят. И это не в Россию. В бедных странах нет смысла готовить высококвалифицированные кадры, ибо они всё равно уезжают в страны с более высокой зарплатой. Это общемировая практика. Россия здесь правило, но не исключение.
Все страны (нормальные) прекрасно понимают, что лучше своему платить два рубля, чем иностранцу один рубль.
Поэтому государству нужно создать такие условия (законами, пошлинами и налогами), что бы российской авиакомпании было выгоднее платить своему 500000руб., чем иностранцу 200000руб.
Иначе территория этого государства превратится в гаити (что вобщем уже потихоньку и происходит).
Наш лётчик не должен быть дешёвым. В 2010е годы мантрам про "эффективность/конкурентность", уже давно не место в таких разговорах.
"Тогда и только тогда в наших авиакомпаниях будут летать Российские пилоты."
Дешёвый руссий пилот уедет за границу. Не более того.
sabsan23
пн, 12/11/2012 - 10:47
согласен с последним комментарием, что авиакомпании мало делают для привлечения пилотов. Вместо лоббирования 58 статьи могли бы пролоббировать более продуманную систему подготовки, на базе аэроклубов, создания своих летных школ. Вместо этого в Ульяновске курсант, который ПЯТЬ лет учился выпускается на як -42, на котором почти никто уже не летает. Мне кажется нам не хватает взаимодействия,летных школ, министерств, авиапромышленности, авиакомпаний. Все есть-люди, мечтающие о небе, деньги, самолеты, пусть чужие, а взаимодействия нет.
Wu wei
пн, 12/11/2012 - 14:33
Богатые китайцы мечтают о дешёвый русский пилот. А китайских безработных штрейкбрехеров запустим на российский рынок труда. Это общемировая практика.
ALEX5
вт, 13/11/2012 - 15:02
Уважаемый Observer69,вы что, действительно не знаете о том, что каждая более менее крупная авиакомпания имеет свои учебные центры, многие из которых оснащены лучше, чем некоторые училища? Не знаете, что после училища ВСЕ выпускники, во всех авиакомпаниях, от двух месяцев до полутора лет доучиваются в этих учебных центрах по специальным программам и такое "доучивание" каждого выпускника обходится компании порою до 15-20 тыс. Долл. О каких конкурсах, исследованиях и учебных программах Вы говорите? Разве программ сегодня не хватает училищам? А знаете ли Вы, во что обходится наш пилот государству и почему мы тратим на его подготовку в 3 раза больше средств, чем за рубежом? Почему мы так бездарно зарываем в песок наши с Вами деньги? Прежде чем таскать воду решетом те кто за это отвечает, подумали бы как дыры в этом решете заделать. Сегодня авиакомпании уже начали потихоньку готовить пилотов за рубежом, за свои деньги заметьте. Я очень не хотел бы, чтобы это стало массовым явлением, тогда уже точно наши училища, в том виде, в котором они сейчас пребывают, ни кому не нужны будут. Кто будет заказывать подготовку пилота за 200 тыс. Долл., если на эти деньги можно подготовить троих коммерческих пилотов без последующего доучивания?
Чьей дойной коровой является Аэрофлот – не знаю, в "доении" не участвовал. С преференциями Аэрофлота не знаком, поэтому обсуждать не могу. Зато первоначальную подготовку в училище и работу коммерческой авиакомпании знаю прекрасно и не только по учебникам.
Это "Вы очевидно ничего не поняли" с таможенными пошлинами. Вы ведь писали 08/11/2012, что государство просто ОБЯЗАНО сделать невыгодным использование иностранной рабочей силы. Государство уже брало на себя обязательства оградить наш авиапром ввозными пошлинами на самолеты, и держало их до тех пор, пока летать стало не на чем, что в итоге? Теперь о заказе промышленности. Сделанные государством и профинансированные им же заказы промышленности это не что иное, как социализм. Рынок определяет спрос, а не Иван Иванович из Минавиапрома. К моему глубокому сожалению ни одна наша авиакомпания не берет по доброй воле наши замечательные Супер Джеты (да и другие ВС), только в обмен на преференции или под нажимом властей, т.к. они хотели бы выбрать лучшее. А Вы хотите закрыть им доступ к лучшему, пусть лаптем щи хлебают. А с закрытыми границами мы уже жили, забыли? Так что можно считать этот этап пройденным.
Вы ни экономики, ни структуры затрат авиакомпании не знаете, если заявляете "что бы российской авиакомпании было выгоднее платить своему 500 т.руб.". Двадцать две авиакомпании из первых тридцати пяти по итогам 2011 года убыточны. Если бы в стране среднюю зарплату подняли в несколько раз, то компании смогли бы увеличить тарифы и, и платить пилоту по 500 т. руб. Сегодня компании просто не в состоянии этого делать, потому что не соберут таких денег с населения. Если они поднимут тарифы выше критической черты – упадет загрузка и выручка по рейсу, следующим шагом будет закрытие компании и увольнение сотрудников. Особенно это актуально для внутренних перевозок. Это же элементарно.
Последнее. Да, авиация это бизнес. Но государство не бизнес обслуживает, а образование своим гражданам дает, а как они им распорядятся – это право каждого человека. Я не могу заниматься пиаром и, называть какие именно компании и что пытаются организовать у себя с первоначальной подготовкой пилотов. Я тоже считаю, что за трудовые ресурсы авиакомпаниям надо платить, и они платят. Но платить как во всем цивилизованном мире, за товар, а не как бандитам с большой дороги сколько они затребуют с Вас. Это не рынок будет, а грабеж, если с меня будут драть в три раза больше того чем это стоит на самом деле, не оставляя шанса купить этот же товар в другом месте.
К сведению, УВАУ никогда не выпускало КУРСАНТОВ на Як-42, только Як-40, Ан-24, Ан-26. Наверное, Вы имеете в виду ст. 56 пункт 4, а не ст. 58 ВК РФ.
Если интересно, можете посмотреть некоторые мысли по данной проблеме. http://www.ato.ru/content/skolko-pilotov-neobhodimo-otrasli
http://www.ato.ru/content/sovershenstvovanie-sistemy-pervonachalnoy-podgotovki-pilotov
Alexey
чт, 22/11/2012 - 08:05
Я на практике уже испытал присутствие иностранных пилотов на нашем рынке., они, правда, локализовались полностью (гражданство наше,пилотские наши и допуски все получили)
но менталитет не наш, не Российский. Когда собрались в количестве более трех человек в одной компании, то сразу их стало больше чем всех остальных почему-то. А когда на очередном разборе они с командиром летного подразделения "дискутировали" у меня был психологический шок - я впервый раз такое хамство слышал в отношении руководителя -они так отстаивали "права" своего земляка.
Никого не хочу обидеть, поэтому название страны, выходцев из которой я имел счастье наблюдать в одной из наших авиакомпаний, не называю. Но работать с ними вместе больше никогда не буду