Курсом на Евросоюз
Алексей КОМАРОВ, Киев
Новое правительство Украины, сформированное в начале года, среди своих приоритетов объявило о намерении ввести страну в состав Европейского Союза. И хотя произойдет это событие не ранее 2010 г., органы государственного регулирования и наиболее дальновидные компании уже озаботились тем, чтобы вовремя адаптироваться к новым условиям, связанным с членством в ЕС. Воздушный транспорт, всегда оперативно реагирующий на изменение окружающей обстановки, приступает к перестройке. Но на этом пути стоят препятствия как объективного, так и субъективного характера.
Руководитель Государственной службы Украины по надзору за обеспечением безопасности авиации (или, как ее чаще называют, Госавиаслужбы) Николай Марченко четко формулирует основные задачи своего ведомства: обеспечить государственное и техническое регулирование, развитие рынка авиаперевозок и защиту национальных интересов Украины на нем, надзор за безопасностью в авиации Украины.
Многое в решении поставленных задач уже сейчас подчинено цели вхождения Украины в ЕС. В частности, для этого совершенствуется система государственного регулирования в области воздушного транспорта, которая должна соответствовать требованиям общеевропейского органа по обеспечению безопасности на авиатранспорте - European Aviation Safety Agency (EASA). Воздушный кодекс Украины, принятый еще в 1993 г., недавно доработан в соответствии с данными требованиями, и его новый проект находится на рассмотрении в правительстве.
Аэронавигационная система страны уже интегрирована в международную систему: пункты управления воздушным движением полностью модернизированы и оснащены современной техникой, применяются европейские правила полетов, что позволило Украине в 2004 г. стать членом общеевропейской организации по аэронавигации "Евроконтроль".
В области технического регулирования не все так просто, как хотелось бы, отмечает Николай Марченко. В стране эксплуатируются как самолеты советского производства, так и "боинги" и "эрбасы" (в парке авиакомпаний находится 29 таких машин, и поступление еще десятка ожидается в этом году). Таким образом, на территории государства одновременно действуют две системы правил; необходимо быстрее приходить к единым стандартам - тем, которые лежат в основе руководства по производству полетов авиакомпаний, эксплуатирующих западную авиатехнику.
Следующий аспект - межгосударственные соглашения о воздушном сообщении, формирующие и регулирующие рынок международных авиаперевозок. Раньше они заключались индивидуально с каждым государством. Теперь ЕС предлагает Украине подписать так называемое горизонтальное соглашение, в котором закрепляются базовые принципы организации воздушного сообщения и обеспечения безопасности полетов и оговаривается, что назначение перевозчиков от имени каждой страны-члена Евросоюза будет осуществляться уполномоченным органом ЕС; при этом право регулировать полеты между двумя конкретными странами предоставлено договаривающимся сторонам.
"Сегодня речь об "открытом небе" не ведется, - поясняет глава Госавиаслужбы. - Мы строим наши отношения на основе паритетности. Количество назначенных перевозчиков и пунктов назначения, частота полетов, провозные емкости по-прежнему оговариваются. Мы боимся другого, - что среди назначенных перевозчиков появятся "дешевые", которые обрушат рынок минимальными тарифами. Поэтому мы включили в "горизонтальное соглашение" некие пункты, касающиеся тарифной политики. Я думаю, наши особенности в соглашении удастся отстоять". Проект документа уже подготовлен, прошел процедуры согласования и парафирования.
Николай Марченко отмечает, что воздушный транспорт страны находится на подъеме. По итогам I квартала авиакомпании Украины увеличили перевозку пассажиров на 31,2%, до 0,7 млн пасс. Такое начало года позволяет надеяться на сохранение тенденций последних нескольких лет, - когда перевозки росли ежегодно в среднем на 30%, - несмотря на рост цен на топливо.
На регулярных международных пассажирских рейсах работают 13 украинских авиакомпаний, крупнейшие из которых - "АэроСвит", "Международные авиалинии Украины" и UMAir. За последние два года удалось нарастить объемы внутренних перевозок, что, как отмечает глава Госавиаслужбы, чрезвычайно важно в том числе и для обеспечения подготовки летных кадров, поскольку позволяет молодым летчикам увеличить налет. Внутренний рынок сейчас составляет примерно 20% от общего, а крупнейшим перевозчиком на внутренних авиалиниях является "Донбассаэро".
Украинские авиакомпании понимают, что и сотрудничать и конкурировать с международными перевозчиками на равных можно только при условии использования современного парка воздушных судов западного производства. Сейчас на Украине в основном "боинги" семейства 737 (хотя уже появились дальнемагистральные широкофюзеляжные Boeing 767, эксплуатируется один Airbus A320), поэтому в стране планируется создать единый центр для подготовки пилотов, оснащенный тренажером Boeing 737.
Развитие ближнемагистральной авиации ориентировано на отечественные разработки: турбовинтовой Ан-140 и турбореактивный Ан-148. Но для их продвижения нужно создавать систему лизинга этих машин.
"По моему личному мнению, все авиакомпании должны быть приватизированы, лишь в частных руках они работают эффективно и развиваются, - считает Николай Марченко, - впрочем, для контроля блокирующий пакет должен принадлежать государству. Аэропорты же необходимо оставить в руках государства".
Аэропортов на Украине много, стратегически важных из них - семь. Наиболее интенсивные полеты осуществляются из "Борисполя" (Киев), Симферополя, Донецка. Менее интенсивно развиваются аэропорты Львова и Одессы.
В настоящее время государство ведет работу по развитию терминальных комплексов в Донецке и Симферополе. В "Борисполе" введена в строй вторая ВПП длиной 4 км, оборудованная и сертифицированная по III категории ICAO; проведена реконструкция терминалов. А вот планы дальнейшего развития аэропорта, еще в прошлом году казавшиеся абсолютно определенными и понятными, вдруг неожиданно нарушились.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent