Летучий механик: дополнительный член экипажа

Жизнеспособная стратегия обеспечения эксплуатации вдали от родного дома

Майк ГАМАУФ
Представьте себе, что вы руководите службой технического обслуживания и события развиваются по следующему сценарию. Самолет, который везет в Шанхай группу юристов во главе с исполнительным директором вашей авиакомпании для окончательного подписания крупного контракта, совершает промежуточную посадку в Новосибирске с целью дозаправки. Заправка идет в штатном режиме, как вдруг экипаж получает предупреждение об отказе шины электроснабжения основных потребителей и все погружается во тьму. Летчики соединяются с вами по спутниковой связи и информируют о случившемся. Вы уже сталкивались с подобным отказом раньше и знаете простой способ его устранения. Но трудность в том, что даже если вы сможете объяснить пилотам, как устранить проблему, они по закону не имеют права выполнить такую работу и вернуть самолет в строй. Поэтому вам придется позвонить начальнику летной службы авиакомпании и сообщить ему о том, что шеф и группа юристов застряли в Сибири по крайней мере часов на двенадцать в ожидании механика, который должен заменить расположенный где-то внутри самолета автомат защиты сети, т. е. выполнить пятиминутную работу. Вскоре вы выясняете, что в Сибирь отправляют именно вас, причем с билетом в один конец. Одним из способов, позволяющих избежать такой катастрофической ситуации, является включение механика в состав экипажа.
В военной авиации бортмеханики входят в состав экипажа с незапамятных времен. В 1924 г., когда четыре самолета World Cruisers фирмы Douglas вылетели из Сиэтла с намерением выполнить первый в истории кругосветный полет, на борту каждого из них был механик. Сегодня на большинстве военно-транспортных самолетов и самолетов многоцелевого назначения имеется бортинженер.
Несмотря на высокую надежность современных самолетов авиации общего назначения и высокий уровень техобслуживания во многих самых отдаленных уголках планеты, наличие бортинженера, особенно при полетах на большие расстояния, может обеспечить повышение надежности эксплуатации, сокращение времени простоя и расширение возможностей применения самолета. Примером авиакомпании, уверенной в необходимости наличия бортинженера в составе экипажа, является AirFlite. Она обслуживает автомобилестроительную фирму Toyota, выполняя рейсы из Лонг-Бич (Калифорния). Эксплуатируя два Gulfstream V и четыре Gulfstream IV на маршрутах большой протяженности, а также Learjet на более коротких маршрутах, AirFlite начиная с 1998 г. вводит в состав экипажей бортинженеров.
Если на время рейса приходится периодическое обслуживание, то необходимые для него запчасти, материалы и инструмент либо доставляются заранее в место пребывания самолета, либо берутся непосредственно на борт. Кроме того, на борту каждого самолета имеется запас рабочих жидкостей и комплект инструментов для простейших форм обслуживания. "Если во время рейса происходит что-то непредвиденное, то бортинженер связывается с диспетчерской центра ТО, которая анализирует ситуацию, заказывает необходимые части и отправляет бортинженеру перечень нужных деталей и информацию о том, куда и когда они будут доставлены", — рассказывает Патрик Веллер, гендиректор AirFlite/Toyota.
Такая организация работ минимизирует время простоя самолета и обеспечивает решение проблем на ходу, без перегонки самолета в базовый аэропорт или в центр технического обслуживания. Бортинженер располагается в кабине или в передней части пассажирского салона, наблюдает за работой систем, воздушной обстановкой и отвечает на вопросы. Обычно при этом повышается и статус экипажа.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.