Лизинг для российских вертолетов
Антон Королёв,
заместитель гендиректора ГТЛК по авиации :: ГТЛК
По данным на конец 2017 г. совокупный российский коммерческий вертолетный парк насчитывал 888 машин. Доля иностранных винтокрылых машин от этой цифры составила 12,2% (108 бортов) — в основном это сегмент легких вертолетов, следует из данных "Ежегодника АТО". Российский холдинг "Вертолеты России" намерен и дальше усиливать присутствие на гражданском рынке в условиях сокращения гособоронзаказа. О взаимодействии вертолетостроительного холдинга и Государственной транспортной лизинговой компании (ГТЛК) по продвижению на рынок российских винтокрылых машин ATO.ru рассказал заместитель гендиректора лизингодателя по авиации Антон Королёв (до прихода на новую должность топ-менеджер преимущественно работал в организациях по ТОиР, таких как холдинг "Инжиниринг", ныне именуемый S7 Technics, и в аналогичных подразделениях группы компаний "Волга-Днепр").
Растущий спрос
ГТЛК начала сдавать вертолеты в лизинг в 2011 г., когда компания впервые передала операторам четыре Ми-8Т и один Robinson R44. К началу 2016 г. флот винтокрылых машин арендодателя вырос до восьми ВС. В тот же год ГТЛК была докапитализирована на 3,8 млрд руб. для софинансирования приобретения 29 отечественных вертолетов с поставками в 2017 г. В результате в прошлом году российским авиакомпаниям передано в лизинг 10 Ми-8МТВ-1, 13 Ми-8АМТ и 6 "Ансатов".
Общий объем инвестиций, направленных на развитие лизинга отечественных винтокрылых машин, в период с 2015 г. по 31 декабря 2017 г. достиг 14,7 млрд руб. Так, в 2017 г. ГТЛК докапитализирована на приобретение 31 вертолета — 19 Ми-8 и 12 "Ансатов" — на сумму 4,3 млрд руб. с поставками в 2018 г. Позже, в августе 2018 г. лизингодателю было выделено из госбюджета 5 млрд руб. для закупки 24 Ми-8 и 7 "Ансатов" с передачей их авиакомпаниям в 2019–2020 гг. Попутно было принято решение о перераспределении субсидий, ранее предоставленных на программу Ил-96-400М, для развития санавиации и приобретения еще 19 винтокрылых машин для пополнения парка российских операторов в 2019 г.
Необходимо отметить, что помимо бюджетных средств ГТЛК привлекает для закупки вертолетов внебюджетные инвестиции. Так, на приобретение 29 машин с поставкой в 2017 г. было потрачено 10,439 млрд руб., из них 6,591 млрд руб. оплачено за счет привлеченных средств. На покупку 31 ВС с поставкой в 2018 г. эти цифры составили 10,781 млрд и 6,481 млрд руб. соответсвенно.
К концу 2019 г. — или даже ранее — парк вертолетов ГТЛК достигнет 110 единиц.
В лизинговой компании говорят, что она делает винтокрылые машины привлекательными для перевозчиков за счет льготных ставок. В 2018 г., как и в 2017 г., ГТЛК поставит в лизинг эксплуатантам все запланированные вертолеты, уточнил ATO.ru Антон Королёв.
"Совместно с Минтрансом мы прорабатываем вопрос об увеличении поставляемых нам вертолетов с нынешних 30 до 50. Более детально это будет прорабатываться на основании проводимых исследований рынка. Но в первую очередь подразумеваются вертолеты семейства Ми-8 и "Ансаты", в том числе модернизированная версия последних, получившая шифр ПТ5", — рассказал замгендиректора ГТЛК по авиации. Напомним, что прототип модернизированного "Ансата" был впервые представлен на HeliRussia 2018.
Говоря о вертолете ПТ5, собеседник ATO.ru уточнил, что эта модификация будет обладать уменьшенным весом за счет композитных материалов и увеличенной дальностью полета благодаря установке дополнительных топливных баков. Ожидается, что продажи обновленного ВС стартуют уже в следующем году.
Развивая свою работу с "Ансатами", ГТЛК планирует создать склад запчастей для эксплуатантов таких машин в связи с ростом парка этих вертолетов. "Сейчас мы работаем над пулом компонентов для "Ансата". Учитывая, что парк "Ансатов" сравнительно небольшой, проект не потребует существенных инвестиций", — сказал Антон Королёв.
В целом ГТЛК позитивно смотрит на вертолет "Ансат" и его будущее развитие в виде модернизированного ПТ5. "Этот двухдвигательный вертолет стоит, например, как некоторые американские однодвигательные вертолеты. Он больше по размерам и находится на совершенно другом уровне по безопасности полетов", — говорит топ-менеджер.
При этом "Вертолеты России" готовят к выводу на рынок еще одну новую модель — легкую однодвигательную машину VRT500, также впервые продемонстрированную на HeliRussia-2018, пока в виде модели (для российского холдинга это ВС — первый проект вертолета с турбовальными двигателями в сегменте легких винтокрылых машин до 2 т). Комментируя возможность работы с VRT500, в ГТЛК рассказали, что это ВС "выглядит достойно", в том числе за счет использования новых технологий. "К выходу этого вертолета мы готовы предлагать программы, аналогичные действующим", — сказал Антон Королёв.
Механизмы продвижения
Воздушные суда поставляются компанией в финансовый лизинг на десятилетний срок; при этом аванс лизингополучателя составляет 0%. Ежемесячный лизинговый платеж за один "Ансат" — от 2,5 млн руб., за один Ми-8 — от 4,5 млн руб. (с учетом НДС). На сегодня эксплуатантам передано 60 вертолетов российского производства — это ВС, оснащенные медицинскими модулями. Запущенная в 2017 г. году программа по развитию санавиации в труднодоступных районах является одним из основных стимулов для заказа новых вертолетов на выгодных условиях.
"Тот механизм, который был предложен ГТЛК, участники рынка восприняли очень позитивно. Базовую машину мы готовы передавать без аванса, что позволяет не делать капитальных вложений в начале эксплуатации. Формируя рынок, ГТЛК предлагает всем эксплуатантам одинаковые условия в части ставки и стоимости базовой машины. Подавляющее большинство текущих участников программы имеют многолетний опыт выполнения вертолетных работ, являются достаточно крупными предприятиями как в части выручки, так и по эксплуатируемому парку воздушных судов. И когда стоит задача быстро замещать парк, то наше предложение — без аванса и без повышенного платежа в конце срока действия контракта — достаточно интересно для эксплуатанта, особенно по тем ставкам, которые предлагает ГТЛК", — заявлял ранее ATO.ru глава лизингодателя Сергей Храмагин.
"У "Вертолетов России" за большой объем мы получаем эксклюзивную цену, которая позволяет сделать выгодную ставку на вертолет. Низкую ставку позволяют установить и субсидии", — поясняет Антон Королёв.
Ранее в компании также анонсировали возможность реализации еще одного механизма — trade-in с возможностью обмена ресурсного ВС иностранного производства на новую российскую винтокрылую машину.
Говоря о стоимости вертолетов на следующий год, заместитель гендиректора ГТЛК по авиации отметил, что она вырастет. "Это связано не с тем, что "Вертолеты России" повысили стоимость машин из-за инфляции и других факторов, а с тем, что сейчас нам стало проще продавать вертолеты в расширенной комплектации. Например, наши клиенты заказывают дополнительные топливные баки", — уточнил топ-менеджер.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent