Метка перемен
Как правило, в любом более или менее развитом сегменте рынка, на котором имеется ряд производителей, выпускающих различную продукцию, и большое количество потребителей, формируется трехуровневая система поставок. Производителям, выпускающим определенный товар, невыгодно организовывать его розничные продажи, поэтому они оптом поставляют его дистрибьюторам. Те в свою очередь продают товар розничным продавцам, или дилерам, которые формируют поставку для конкретного заказчика. Звенья в этой цепочке продаж не выступают как посредники-перекупщики, а выполняют принципиально разные функции, благодаря чему заказчик обеспечивается продуктом, состоящим из множества компонентов. В качестве продвинутых примеров можно привести организацию — как за рубежом, так и в России — рынка компьютеров или высококачественной аудио- и видеотехники. Впрочем, любая продуктовая лавка формирует свой ассортимент у оптовиков, а не напрямую у производителей.
Авиационный рынок запасных частей и агрегатов характеризуется целым рядом особенностей. Поставки, как правило, не массовые, их стоимость может быть высокой, чрезвычайно жесткие требования предъявляются к идентификации и качеству изделий. Тем не менее трехуровневая система дистрибьюции превалирует во всем мире. За исключением — как это до сих пор часто бывает — России.
При социализме за материально-техническое снабжение гражданской авиации отвечала единая организация, основой которой было ГУП "Авиатехснаб". Переход к капитализму обусловил дробление рынка. Появилось множество независимых поставщиков; некоторые из них возникли сами по себе, другие "отщепились" от "Авиатехснаба" с уходом сотрудников, курировавших то или иное направление, вместе со "своими" поставщиками и заказчиками (надо отметить, что подобное явление свойственно и другим отраслям). В результате сейчас на рынке работает большое число крупных и мелких поставщиков, но их роль и место здесь определяются не функциями в цепочке поставок, а налаженными связями с производителями и заказчиками. Плюс к тому подвизаются и вовсе сомнительные структуры — по оценкам, доля контрафактной продукции составляет 7-9%. Не так уж много по сравнению с другими отраслями, но в авиации эта цифра должна быть сведена к нулю.
Практика борьбы с торговлей поддельными и некондиционными комплектующими в последние несколько лет показала, что одними только организационными мерами изжить проблему невозможно. Свой способ организационно-технического решения проблемы предлагают ГУП "Авиатехснаб" и ФГУП "Машиноимпорт". Речь идет об использовании технологии идентификации и маркировки авиационно-технического имущества "АвиаДот". Эти технологии уже применяются в мире во многих отраслях. Их суть заключается в обработке изделий и их паспортов микроскопическими информационными носителями. Микроточки распыляются на маркируемый объект в огромном количестве, и каждая метка несет многократно повторяющийся идентификационный номер данного авиационно-технического изделия. Номера заносятся в единую межотраслевую базу данных, сопряженную с информационной базой контролирующих органов. В результате формируется логистическая система поставок маркированного авиационно-технического имущества, поскольку данные об изделиях от производителей, поставщиков, эксплуатантов, ремзаводов и других вовлеченных в процесс предприятий попадают в единое информационное пространство и позволяют проследить путь данного изделия (и его паспорта) с момента изготовления до момента утилизации.
Информационная поддержка системы базируется на стандартах ATA, Spec 2000 и ASA-100, которые стали фактически основой перехода мирового бизнеса по поставкам запчастей на электронный документооборот.
По словам начальника ГУП "Авиатехснаб" Дмитрия Мельникова, пилотный проект системы готов на 90%, осталось только подписать еще ряд контрактов с предприятиями и ремзаводами. Разумеется, для полномасштабного распространения системы требуются определенные шаги со стороны государства, однако внедрение новых стандартов — дело добровольное, поэтому функционирование системы "АвиаДот" может начаться уже сейчас. Как считает г-н Мельников, внедрение системы не повлечет заметных расходов для ее участников, а ее использование позволит сократить издержки как минимум на 10%.
Первым и очевидным результатом повсеместного перехода на использование новой системы станет вытеснение с рынка незарегистрированной и немаркированной продукции. Но можно ожидать и более глубоких последствий. Прежде всего поставщики, работающие на этом рынке, освоят работу на основе современных мировых стандартов, что отчасти укрепит их позиции в конкурентной борьбе с иностранными компаниями, которые тоже интересуются российским рынком. Кроме того, формирование единой информационной среды (не исключающей, впрочем, собственных закрытых коммерческих баз у самих поставщиков) будет способствовать избавлению рынка от простых посредников-перекупщиков. Так что можно ожидать, что бизнес по обеспечению комплектующими получит стимул для дальнейшей структуризации, в результате которой появятся крупные компании-операторы и специализированные дилерские фирмы. Правда, объемы российского рынка комплектующих относительно невелики, поэтому трудно сказать, сколько понадобится дистрибьюторов. Однако можно ожидать, что "Авиатехснаб" благодаря своей инициативе получает возможности подняться на качественно новый уровень.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade