MixVel — инновационный технологический помощник авиакомпаний и агентств
2023 год стал знаковым для платформы тревел-услуг MixVel: подавляющее большинство авиакомпаний страны и вся агентская сеть ГРС "Сирена" подключены к этому инструменту электронной коммерции.
За несколько лет разработчики этого инновационного продукта компании "Сирена-Трэвел", российского разработчика IT-решений для отрасли туризма и воздушного транспорта, прошли путь от замысла концепции до масштабной реализации проекта, а потенциал системы предрекает ей большое будущее.
Мы встретились с Иннокентием Баскаковым, генеральным директором компании MixVel, чтобы спросить о том, какие цели проекта уже достигнуты и каковы ближайшие планы.
— Иннокентий, в одной из свежих презентаций MixVel рассказывается о достигнутых результатах и начинается перечень с пункта "Введен в эксплуатацию код системы 15". В чем для вас важность этого результата?
Код 15 — это собственный код MixVel, используемый во время операций бронирования, выписки и вторичных операций с билетами и бронированиями. У систем, функционирующих в области дистрибуции, продажи под собственным кодом являются показателем самостоятельности и независимости. У каждой GDS есть свой код, поэтому присвоение собственного кода — важный этап признания нашей платформы участниками рынка как независимой площадки.
Код 15 при выписке билетов на стоке ТКП через платформу MixVel начал использоваться с апреля этого года. А спустя пару месяцев Международная ассоциация воздушного транспорта IATA присвоила нам код 1К, засвидетельствовав тем самым международное признание системы.
— В октябре на сайте MixVel появилась новость о том, что завершилось глобальное подключение к системе всех ведущих авиакомпаний страны. Следующим этапом в продвижении проекта становится переключение прямых стоков авиакомпаний и полный переход выписки электронных билетов и электронных многоцелевых документов на MixVel. Пи этом выписка электронных перевозочных документов через глобальную распределительную систему "Сирена-Тревел" (с кодом 1Н) со временем будет отключена. Означает ли это, что MixVel, как более функциональная и инновационная платформа, поглощает классическую ГРС?
Здесь надо разделять аспекты технологии и клиентской базы. Да, с точки зрения клиентской базы MixVel поглощает ГРС "Сирена-Трэвел", но, по сути, мы создали ей альтернативу.
МixVel — это полноценная система, имеющая иную парадигму относительно GDS. С самого начала разработки мы ориентировались на конкурентную борьбу с ведущими мировыми GDS за клиентов, за агентов, за продажи, за поисковые объемы, за транзакции.
Сама идеология построения МixVel альтернативна классической модели работы GDS. Она заключается в том, что мы фокусируемся не на авиационном контенте, а на гораздо более обширном тревел-контенте. И даже авиационный контент в MixVel может быть представлен разными способами: здесь могут быть доступны продукты чартерных и лоукост-перевозчиков, единые заказы на мультимодальную перевозку. Дополнительный неавиационный контент, такой как гостиницы и страховки, также может быть частью интегрированной услуги в рамках единого заказа. Мы не являемся продавцом контента, а предоставляем комплексное решение. Еще раз подчеркну: это не новая версия или доработка существующего продукта, это принципиально новая система.
— Вы упомянули возможность оформления в MixVel единого заказа на мультимодальную перевозку. Если виртуальный интерлайн (подбор стыковочных рейсов авиакомпаний, не имеющих формального соглашения об интерлайне, и продажа такой перевозки в рамках единого заказа) в той или иной мере уже освоен рынком, то мультимодальная перевозка разными видами транспорта еще вызывает много вопросов. Удалось ли реализовать этот сегмент услуг?
Рынок видит виртуальный интерлайн и мультимодальность как разные технологии, но для нас это единое решение. В MixVel технологически все поставщики различного типа транспортных услуг могут быть с равным успехом интегрированы для продаж, вопрос лишь в нормативном регулировании единого билета.
Например, сейчас в России очень востребован контент "авиаперевозка плюс железная дорога", в силу закрытия ряда аэропортов на юге страны. У нас в ближайшее время будет готово предложение по реализации такого интегрированного билета. Но тут есть некоторые препятствия законодательного и нормативного характера, которые все еще не проработаны в должной мере.
При мультимодальной перевозке пассажир хочет приобрести единую услугу, к которой он привык на авиатранспорте. И в случае возникновения сбойных ситуаций (например, самолет опоздал и пассажир не успел вовремя сесть на поезд) он ожидает, что все возникшие проблемы будут как-то решены и его посадят на следующий поезд. Такого единого процесса при мультимодальной перевозке пока создать не удалось, но мы общаемся с поставщиками, стараясь сообща решить эти вопросы.
— Авиакомпании ищут разные способы увеличить объем продаж. Растет ассортимент услуг, которые они хотели бы реализовывать своим клиентам, но технологии классических GDS ограничивают такие возможности. Поэтому растет число как тех авиаперевозчиков, которые пытаются реализовывать свои услуги клиенту напрямую, так и тех, кто расширяет продажи дополнительных услуг через агентскую сеть с использованием протокола NDC IATA. Насколько MixVel учитывает разнообразные интересы участников рынка?
Авиакомпании стремятся уйти от услуг GDS по разным причинам. Кто-то видит в них технологическую отсталость, кто-то считает, что это слишком дорогой канал продаж.
Эти претензии авиаперевозчиков справедливы в отношении GDS, но еще раз подчеркну: MixVel — это не GDS. Наша платформа построена на альтернативных принципах.
Задача MixVel заключается в том, чтобы вне зависимости от того, куда пришел пассажир, в агентство или на сайт авиакомпании, предоставить ему контент в наиболее полном и удобном виде. MixVel способен дополнить и обогатить контент авиакомпании — некоторые перевозчики сейчас пытаются продавать гостиницы на собственном сайте, и мы можем помочь в этом и авиакомпании, и агентству. MixVel может решить вопросы мультимодальной перевозки.
Что приведет к пассивному расширению географии для авиакомпаний, а также доступности многих пунктов для пассажиров. Это win-win для всех сторон — участников такой перевозки! В конечном счете, все это ведет к росту продаж.
Если бы все несколько десятков российских компаний захотели перейти на прямые продажи, агенты захлебнулись бы в таком количестве интеграций. MixVel как раз и является платформой, которая упрощает и удешевляет доставку контента авиакомпаний (да и вообще любого поставщика) в различные каналы дистрибуции. Поэтому мы видим себя не конкурентом инициативе авиакомпаний, а помощником в достижении ими коммерческой цели высокого уровня продаж. Видим себя и помощником для агентов, упрощающим их работу, позволяющим оптимизировать бизнес-процессы и сфокусироваться на коммерции, а не на решении технологических проблем.
— А что касается продаж контента авиакомпаний, использующих протокол NDC, — реализована ли уже эта возможность в MixVel?
На отечественном рынке пока не так много авиакомпаний, которые адаптировали NDC. Но в перспективе этот протокол, опирающийся на технологический стандарт IATA, получит более широкое развитие.
У каждой из авиакомпаний свой NDC-протокол; стандартная основа дополнена собственными коммерческими критериями, упаковкой продуктов. Агентам приходится взвешивать экономическую целесообразность организации работы с конкретной авиакомпанией по протоколу NDC с учетом затрат на интеграцию. Ценность нашего предложения заключается в том, что мы как технологическая платформа можем взять интеграцию со всеми ее нюансами на себя и предоставить агенту единый инструмент с унифицированными правилами и протоколом, который позволит ему работать с контентом любых авиакомпаний.
Уход крупных иностранных GDS и ведущих западных авиакомпаний с российского рынка позволил MixVel отложить некоторые практические шаги по масштабной реализации NDC для решения более актуальных задач, но мы видим в этом перспективу и готовы работать с нашими клиентами в том режиме, который будет им комфортен.
— В начале разговора вы упомянули, что большинство отечественных авиакомпаний уже подключены к MixVel. А как представлен в системе столь важный для тревел-индустрии сегмент, как услуги размещения?
Бронирование отелей на тревел-рынке занимает примерно такое же положение по спросу, как и авиаперевозки. У нас есть обширные планы интеграции с поставщиками этой услуги. Я пока не могу разглашать имена партнеров, но несколько подписанных контрактов с крупными игроками гостиничного рынка у нас уже есть, и в следующем году мы запустим продажи услуг по размещению.
— Иннокентий, а какие еще новые возможности предоставит MixVel своим пользователям в ближайшее время?
В скором времени мы презентуем наше собственное графическое решение, которое называем веб-кассир или веб-терминал. Это графический пользовательский интерфейс для работы точек продаж.
На первом этапе запуска мы предлагали наш продукт онлайн тревел-агентствам, у которых есть собственный сайт или движок для продаж, с интеграцией через наш API (Application Programming Interface, программный интерфейс. — ATO.ru). Затем MixVel стал доступен и для тех агентств, которые пользуются готовыми партнерскими IT-решениями. Для этого мы заключили соглашения со многими такими разработчиками, и теперь контент MixVel можно получить не только напрямую, но и через IT-решения этих партнеров.
Теперь мы выводим на рынок веб-приложение для агентств, не имеющих собственной разработки, своего продукта. Таким образом, клиентами системы смогут стать и небольшие агентства.
Еще мы завершаем работу над автоматизацией вторичных операций. Часть этой работы уже закончена, часть завершится в следующем году. Выросший объем вторичных операций является вызовом и проблемой для агентов. 30–40% возвратов приходится осуществлять вручную, тратить на это время. Сложность для нас заключается в том, что часть этой работы зависит от поставщиков услуг, от того, как они организуют свои интеграционные сервисы, и тут есть некоторые трудности и ограничения. Но мы видим важность решения этой задачи для рынка.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft