Наши самолеты летают
Вот уже третий год подряд отечественная индустрия воздушных перевозок демонстрирует подъем. Вместе с тем оживление отрасли обострило проблему, которая ранее отходила на второй план, — проблему пополнения и обновления парка воздушных судов. Руководство ГСГА признает, что к 2006 г. российский транспорт испытает дефицит провозных мощностей (см. АТО # 46, стр. 49). Авиакомпаниям уже нужны (или скоро понадобятся) современные, конкурентоспособные и высокоэффективные в эксплуатации лайнеры в заметных количествах. А это значит, что услуги компаний, передающих в лизинг авиатехнику, в скором времени будут более чем востребованы. О работе одной из крупнейших в России лизинговых компаний, "Финансовой Лизинговой Компании" (FLC), с отечественными и зарубежными перевозчиками рассказал корреспонденту АТО генеральный директор FLC Евгений Зарицкий.
АТО: Евгений Борисович, как по-вашему, что мешает развитию лизинговых механизмов продвижения отечественных самолетов?
Е. З.: Безусловно, это высокая процентная ставка и слабая система послепродажного сопровождения авиационной техники. Проблему "дорогих кредитов" помогает решить государство. Сегодня правительство РФ компенсирует клиенту FLC — авиакомпании "Дальавиа" — часть лизинговых платежей. По нашим оценкам, лизинг для перевозчиков станет рентабельным только в том случае, если ставка будет составлять около 5-6%. Но таких денег в России сегодня не найти, реальные ставки превышают 10%, поэтому проект может выйти на рентабельность только при государственной поддержке.
Систему послепродажного обслуживания должны создавать производители, однако сегодня они отягощены целым комплексом проблем, поэтому данная проблема пока не решена. Вместе с тем опыт FLC показывает, что даже формирование полноценной технической "аптечки" на базе авиакомпании позволяет значительно улучшить экономику эксплуатации российских самолетов. Сейчас в рамках контракта с "Дальавиа" мы создаем на базе этой авиакомпании консигнационный склад запасных частей, предназначенный для всех пяти Ту-214. Общая стоимость "аптечки", без учета стоимости резервного двигателя, составляет 2,5 млн долл. Расходы на создание склада были заложены в контракт с "Дальавиа". Склад стоит недешево, но он уже оправдывает себя: средний налет Ту-214 увеличился до 300 ч в месяц. Лучше современную российскую авиатехнику не эксплуатирует никто. Похожую поддержку получат и малайзийские Ан-38-120. Сейчас идут переговоры о создании на базе авиакомпании Layang Layang центра ТОиР этих машин. По замыслу, эта база станет основным центром ТО Ан-38 в Юго-Восточной Азии.
АТО: А как Вы оценивает рыночные перспективы продаваемых Вами машин?
Е. З.: Рыночные возможности Ту-214 (как и самолета Ту-204) и Ан-38-120 при условии нормальной организации послепродажного обслуживания этих самолетов очень высоки. По мнению экспертов FLC, потенциальный рынок Ту-214 оценивается в 30 машин. Интерес к ним проявляют не только российские авиакомпании, но и зарубежные перевозчики: в первую очередь речь идет о самолетах в грузовом варианте. Что касается Ан-38-120, то рынок этих пассажирских самолетов позволит реализовать более 50 машин.
АТО: Евгений Борисович, с какими типами перспективной российской авиатехники работает FLC? Каким портфелем заказов Вы располагаете на сегодняшний день?
Е. З.: В настоящее время, как Вы успели, наверное, заметить, наши основные сделки построены вокруг самолетов Ту-214 и Ан-38-120. FLC уже передала авиакомпании "Дальавиа" в финансовый лизинг два самолета Ту-214. В декабре этого года перевозчик получит третью машину. Летом мы подписали соглашение с украинской авиакомпанией "Карпатские международные авиалинии" о передаче в финансовый лизинг сроком на десять лет трех Ан-38-120. 3 октября на авиасалоне "Лима-2003" в Малайзии впервые за историю России было заключено международное соглашение с малазийской авиакомпанией Layang Layang Aerospace о лизинге гражданских самолетов. Это еще два Ан-38-120. Кроме того, был подписан опцион на десять самолетов для перевозчиков Юго-Восточной Азии.
Мы достаточно консервативно и сдержанно подходим к своим прогнозам — если говорим, что продаем, то на самом деле продаем. Мы стараемся не отягощать компанию всякими протоколами и опционами, которые принципиально не выполняются. Естественно, есть планы на будущее, переговоры с перевозчиками не прекращаются. Так, FLC активно ведет переговоры с "Авиастар-СП" по поводу лизинга самолетов Ту-204 и Ту-204-300. К первому типу интерес проявила красноярская авиакомпания "КрасЭйр", а на Ту-204-300 уже парафированы договора с "Владивосток Авиа". Есть интерес на два самолета Ил-76 от одного российского перевозчика, обсуждается участие FLC и в организации лизинга региональных Ан-140, Ил-114 и RRJ. Наш общий портфель заказов оценивается в 500 млн долл.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level
- Russia’s Ural Airlines passenger traffic fell one per cent short of pre-crisis levels
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade