Навигационная неопределенность
Согласно Постановлению Правительства РФ от 9 июля 2005 г. № 365, все транспортные средства, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2006 г., подлежат оснащению аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или комбинированными приемниками ГЛОНАСС/GPS. Самолеты, уже находящиеся в эксплуатации, должны быть доработаны к 1 января 2009 г. Однако ни директивных, ни нормативных документов по доработке ВС гражданской авиации до сих пор нет, как, впрочем, нет и доступной аппаратуры. Так что перевозчики пока не торопятся проводить дооборудование и события развиваются по сценарию, уже реализоваванному в ситуации с аварийными маяками.
Валентина АГАПОВА, генеральный директор НПП "АВИТЭКС", член технического комитета АЭВТ
Система ГЛОНАСС (Глобальная навигационная спутниковая система) введена в строй в 1993 г., однако работы по ее модернизации и разговоры о широком коммерческом использовании активизировались только в самое последнее время. В 2005 г. на орбите оставалось всего семь спутников и перспективы дальнейшего функционирования системы были неопределенны.
По состоянию на конец марта, согласно официальным данным Информационно-аналитического центра Федерального космического агентства, орбитальная группировка состоит из восьми работающих спутников, еще восемь временно выведены из эксплуатации и три находятся на этапе ввода. Поэтому максимальный перерыв навигации по территории России сейчас составляет 7,62 ч, а интегральная доступность навигации по территории России — 17,4%. Тем не менее в соответствии Федеральной целевой программой "Глобальная навигационная система 2001-2010 гг." к концу текущего года на орбите должны находиться 18 спутников. Это означает, что на территории России ГЛОНАСС может начать функционирование в достаточном объеме. Впрочем, некоторые эксперты высказывают сомнение в том, что и такое количество спутников способно обеспечить стопроцентную непрерывную навигацию. В глобальном же масштабе ГЛОНАСС должна заработать к 2010 г. при наличии 24 космических аппаратов (для сравнения: GPS уже сейчас состоит из 30 спутников и по планам их количество будет доведено до 48, что обеспечивает точность определения местоположения пользователя в 10 раз выше, чем у ГЛОНАСС).
Более того, 1 января 2007 г. Минобороны, наконец, сняло все ограничения по точности определения координат пользователей ГЛОНАСС, препятствовавшие приобретению в свободное пользование высокоточной аппаратуры и крупномасштабных карт и тем самым мешавшие развитию широкого рынка пользователей системы. Ведется активное общение специалистов по GPS и по ГЛОНАСС, подписано совместное заявление о намерениях развивать сотрудничество. Таким образом, состояние ГЛОНАСС — под контролем правительства и особой озабоченности не вызывает.
Спутники есть, документов нет
Однако Постановление Правительства № 365 иначе как преждевременным назвать сложно. Его выполнение возложено на Федеральное космическое агентство, Министерство обороны, Минтранс, МЭРТ, Федеральное агентство по промышленности совместно ФГУП "Российский научно-исследовательский институт космического приборостроения" (эта организация назначена оператором функциональных дополнений глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС). Но за истекшие почти два года авиационные власти не издали ни одного директивного документа: ни распоряжений, ни приказов. Данного вопроса касались лишь несколько информационных писем от Управления надзора за поддержанием летной годности гражданских воздушных судов Ространснадзора, направленных в конструкторские бюро и авиакомпании. Отсутствие директивного документа приводит к тому, что перевозчики в основной массе пока и не начинали задумываться о необходимости очередного переоборудовании своего парка ВС.
С нормативными документами ситуация не лучше. Разработанный проект отечественных требований к аппаратуре ГЛОНАСС до сих пор не утвержден, поэтому ряд ключевых вопросов, касающихся идеологии и функций отечественного бортового оборудования, по-прежнему не сняты. Неясно, где устанавливать антенну и нужно ли ставить индикатор, для которого в кабинах подчас просто нет места. Нет общего понимания, насколько глубоко система должна быть интегрирована с другими системами самолета. Ничего не сказано по поводу возможности использования навигационной информации при посадке. Остается открытым вопрос о взаимодействии систем ГЛОНАСС и GPS. Отсутствие общей идеологии приводит к тому, что каждый образец разрабатывается по индивидуальному техническому заданию.
При этом стоимость конструкторской документации по установке оборудования на ВС запредельно высока.
В настоящий момент большая часть парка (порядка 1200 ВС) оборудована аппаратурой GPS, наличие которой обязательно при полетах за рубеж. Системами ГЛОНАСС оборудовано 76 самолетов (табл. 1). Около 10 самолетов находятся на этапе испытаний. Дооборудованию подлежат примерно 1600 самолетов и 950 вертолетов.
Тип БОСН
|
Тип ВС
|
Кол-во оборудованных ВС
|
Кол-во БОСН на ВС
|
Эксплуатант
|
Примечание
|
---|---|---|---|---|---|
АБРИС | Ан-124 |
10
|
1
|
АК "Волга-Днепр" | |
6
|
1
|
АК "Полет" | |||
Ил-76ТД |
1
|
1
|
АК "Авиалинии-400" | ||
Ми-8ПС |
2
|
1
|
ГТК "Россия" | ||
Ми-8МТВ-1 |
4
|
1
|
АК UTair | ||
Ми-26Т |
2
|
1
|
|||
НСИ-2000 | Ил-76ТД |
6
|
2
|
ОАО "Аэрофлот — РА" | |
4
|
1
|
||||
НСИ-2000МТ | Бе-200 |
4
|
2
|
МЧС РФ | |
Ту-334 |
1
|
3
|
Испытания | ||
Ил-96-300 |
2
|
3
|
Для Кубы | ||
СН-3301 | Ан-3Т, Ан-38, Ан-140 |
12
|
1
|
||
БПСН-2 | Ка-226АГ |
1
|
1
|
АК "Газпромавиа" | Испытания |
БПСН-2-01 | Ту-214 |
1
|
1
|
Испытания | |
Ту-204 |
1
|
1
|
|||
СНС-2 | Ту-334 |
1
|
2
|
Испытания | |
Ил-114 |
1
|
2
|
|||
Ил-96-300 |
1
|
2
|
ОАО "Аэрофлот — РА" | ||
Ту-214 |
3
|
2
|
АК "Красноярские авиалинии" | ||
Ту-204-300 |
4
|
2
|
|||
Ту-204 |
8
|
2
|
ОАО "Владивосток Авиа" | ||
СРПБЗ-П и АПДД | Як-42Д |
1
|
2
|
АК "Газпромавиа" | Эксплуатационные испытания |
Итого |
|
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent