Не второстепенные профессии
Обучение персонала — задача, актуальная всегда, а в последние годы из-за нарастающего кадрового голода она становится все более острой. В последнее время при обсуждении проблем гражданской авиации особый упор делается на дефицит летного состава — в первую очередь пилотов. Не подвергая сомнению эту проблему, надо отметить, что не менее пристальное внимание следует уделять и подготовке наземных специалистов, организация которой зачастую оказывается на стыке разных ведомств, что привносит дополнительные сложности.
Обучение авиационного персонала авиакомпаний и аэропортов должно носить системный характер и, следовательно, может быть лишь плановым, потому что регламентируется не только Федеральными авиационными правилами и приказами Минтранса РФ, но и постановлениями правительства РФ и правилами различных технических контролирующих органов.
В авиакомпаниях прежде всего необходимо периодически обучать летный состав и бортпроводников, диспетчеров (ОрВД и ПДС), авиатехников, а также работников, обслуживающих пассажиров на линии регистрации или обеспечивающих авиационную безопасность и безопасность полетов. В аэропортах осуществляется аналогичное обучение, так как они с авиакомпаниями, как правило, имеют дублирующие службы, за исключением летного состава и бортпроводников. Зато в аэропортах осуществляется подготовка персонала наземных служб: АС (аэродромной службы), базы ЭРТОС (эксплуатация радиотехнического обеспечения и связи), службы ЭСТОП (электросветотехнического обеспечения полетов), штурманской службы, СТиСТО (службы теплотехнического и санитарно-технического обеспечения), СПАСОП (службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов), а также чисто технические службы, такие как СГМ (служба главного механика), ССТ (служба спецтранспорта) и другие.
В настоящее время при двух отраслевых университетах ГА (МГТУ ГА в Москве и Академии ГА в Санкт-Петербурге) функционируют Центры повышения квалификации специалистов отрасли — в основном по тем же направлениям, по которым обучаются студенты. Тем не менее обязательная подготовка авиационного персонала имеет ряд узких мест, поскольку в головных высших учебных заведениях гражданской авиации проходят курсы повышения квалификации (каждые пять лет) в основном руководители и специалисты, занимающие должности, связанные с обеспечением безопасности полетов. Однако при лицензировании деятельности службы органы сертификации также требуют и от ИТР предоставления доказательных документов (удостоверений, свидетельств или сертификатов) о прохождении ими очередного повышения квалификации (как минимум раз в шесть лет).
В МГТУ ГА существует кафедра АС, ЭРТОС и ЭСТОП, но там не повышают квалификацию ИТР (лет восемь назад функционировали курсы повышения квалификации инженеров базы ЭРТОС). Что же делать аэропортам? Сейчас инженерно-технический персонал приходится планировать и направлять на курсы, связанные с безопасностью полетов, хотя по тематике такое обучение не совсем подходит для ИТР аэропортовых служб. Конечно, "деньги на ветер", но зато у специалистов имеются сертификаты для получения или продления лицензии, и это на сегодняшний день, вероятно, всех устраивает.
Для работников базы ЭРТОС и службы ЭСТОП может быть еще другой вариант — Рыльский авиационный технический колледж ГА. Там обучаются специалисты, работающие на специфическом радиооборудовании. Но это командировки, поездки и в результате — все-таки обучение и повышение квалификации не ИТР, а техников и механиков этих служб.
Таким образом, подготовка инженерного состава АС, СГМ, ССТ, базы ЭРТОС, службы ЭСТОП остается проблемой вот уже несколько лет. Причины такого положения дел, видимо, следующие:
- нет органа, курирующего и координирующего подготовку авиационного персонала, отсутствуют единый отраслевой стандарт по системе подготовки персонала авиапредприятий, а также ФАП по аттестации авиационного персонала и профессиональные стандарты;
- нет смычки в деятельности отраслевых учебных заведений и предприятий гражданской авиации, поэтому не изучаются существующие проблемы или узкие места в системе подготовки кадров авиапредприятий;
- недостаточно активно выявляются и привлекаются квалифицированные специалисты предприятий (аэропортов, авиакомпаний), способные принять участие в разработке учебных программ (для конкретной категории специалистов), а также в учебном процессе на базе предприятий.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent