Нестандартное поведение
Молодая американская авиакомпания JetBlue разместила заказ на 100 региональных самолетов ERJ 190 бразильской самолетостроительной компании Embraer. С новыми машинами этот перевозчик, созданный всего три года назад, планирует потеснить традиционные региональные авиакомпании. А это означает — и крупных перевозчиков, в хабы которых небольшие американские авиакомпании подвозят пассажиров из небольших городов.
Бизнес-модель нью-йоркской авиакомпании JetBlue, специализирующейся на так называемых дешевых пассажиропотоках, с самого начала не укладывалась в стандартную схему таких перевозок, успешно опробованную как в США, так и в Старом Свете. В 2000 г., планируя парк еще не созданной авиакомпании, менеджмент JetBlue сделал ставку на новые самолеты A320 европейского концерна Airbus. Решимость руководства компании не поколебали ни патриотические соображения и призывы подержать отечественного производителя, ни тот факт, что другие "дешевые" авиакомпании эксплуатировали только самолеты типы Boeing 737.
В новых A320 были установлены пассажирские кресла с кожаной обивкой и персональными экранами, на которые во время полета транслируются каналы спутникового телевидения. Даже далеко не все традиционные авиакомпании выбирают такую компоновку для ближне- и среднемагистральных самолетов. При этом перевозчик сделал ставку не столько на отправляющихся на отдых пассажиров, сколько на бизнес-путешественников, предложив им низкие тарифы с достаточно высоким уровнем сервиса для этой ценовой ниши.
В этом году JetBlue продолжила удивлять сторонников традиционной "дешевой" бизнес-модели. Летом авиакомпания разместила твердый заказ стоимостью в 3 млрд долл. на 100 региональных самолетов ERJ 190. Из 100 машин 30 самолетов будут взяты в лизинг у компании General Electric Capital Aviation Services (GECAS), остальные авиакомпания приобретает напрямую у производителя.
Кроме того, перевозчик разместил опцион еще на 100 машин этого типа. Таким образом, JetBlue объявила об экспансии на новый для "дешевых" авиакомпаний рынок региональных перевозок.
Руководство авиакомпании отмечает, что выход на рынок региональных рейсов возможен только при условии эксплуатации Embraer 190, так как именно этот тип самолета располагает оптимальным количеством мест, при котором начинает работать дешевая модель перевозок на таких маршрутах. По словам генерального директора авиакомпании JetBlue Дэвида Нилмэна, при этом ценовая политика авиакомпании не изменится — средний тариф в одну сторону на расстояние меньше 550 км составит порядка 60 долл.
Нилмэн заявил, что с этим самолетом авиакомпании интересен любой город, находящийся в радиусе "3,7 тыс. км от города с населением более 1,5 млн чел.". По словам представителей JetBlue, эти машины будут эксплуатироваться как на ее существующих маршрутах, в частности из Нью-Йорка, так и на новых, куда авиакомпания не могла выйти с A320. Кроме того, ERJ 190 будет работать на направлениях, для которых характерно сезонное колебание спроса: в высокий сезон эти маршруты будут обслуживать A320, а в низкий — ERJ 190. JetBlue планирует эксплуатировать новые машины с ежедневным налетом в 11 ч, тогда как, по оценкам западных экспертов, средний налет для региональных самолетов сегодня составляет 8 ч в день.
По плану самолет ERJ 190, рассчитанный на 98-100 пасс., выполнит первый полет в начале 2004 г., а его сертификация пройдет в третьем квартале 2005 г. Ожидается, что JetBlue получит первые семь ERJ 190 уже в 2005 г., остальные самолеты будут поставлены до 2011 г. (порядка 18 самолетов в год). Авиакомпания пошла на уменьшение провозных мощностей новых машин (со 110 до 100 мест), увеличив шаг кресел до 81 см. Для сравнения: шаг кресел на широкофюзеляжных дальнемагистральных самолетах таких авиакомпаний, как American Airlines, Northwest, Emirates, Lufthansa, в экономическом классе колеблется в пределах 78-86 см. Также было заявлено о том, что начиная с сентября этого года JetBlue увеличит шаг кресел в салонах самолетов A320 на 5 см, удалив для этого один ряд кресел. Таким образом, это расстояние на A320 будет увеличено до 85 см, а количество мест уменьшено со 162 до 156.
В настоящее время парк JetBlue состоит из 41 самолета типа A320, еще 46 машин будут поставлены в рамках размещенного ранее твердого заказа. Более того, в апреле этого года авиакомпания заказала еще 65 самолетов A320 с опционом на 50 машин этого типа. По словам представителей компании, парк JetBlue к 2011 г. будет насчитывать порядка 290 самолетов: 190 A320 и 100 ERJ 190.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot continues regional hubs development
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather