Новая схема
В мае состоялась поставка российскому корпоративному заказчику вертолета Eurocopter EC145 в VIP-компоновке в рамках сделки финансового лизинга, для финансирования которой были привлечены гарантии немецкого экспортно-кредитного агентства Euler Hermes. Это первая сделка на российском вертолетном рынке, структурированная таким образом. Создан прецедент, воспользоваться которым могут многие другие заказчики.
Экспортные кредитные агентства, действующие от имени правительства с целью стимулирования экспорта национальной продукции, существуют во многих странах мира, в том числе и в России (так, кстати, Росэксимбанк финансирует поставки российской авиатехники на Кубу, осуществляемые лизинговой компанией "Ильюшин Финанс Ко."; см. АТО # 53, с. 62). Так что сама по себе возможность привлечения немецкого агентства Euler Hermes удивления не вызывает, однако российскими заказчиками западных вертолетов такая схема финансирования прежде не использовалась.
Помимо заказчика (крупной московской компании, имеющей, в частности, много объектов в Московской области) и компании Eurocopter как производителя вертолета в сделке были непосредственно задействованы фирма Eurocopter Vostok (на 100% дочерняя компания Eurocopter, зарегистрированная в России как ООО "Евровертол"), лизинговая компания "Уралсиб" и ее немецкий партнер — банк Bayerische Landesbank, а также агентство Euler Hermes.
Сделку условно можно разделить на два этапа. На первом вертолет переходил из собственности производителя в собственность его дочерней российской компании, при этом осуществлялась его доставка до Москвы и таможенная очистка с выплатой пошлины и таможенного НДС. На втором, в рамках договорa купли-продажи между Eurocopter Vostok и "Уралсибом" машина была передана в финансовый лизинг конечному заказчику.
Как можно заметить, на втором этапе стоимость EC145 (его минимальная каталожная цена составляет 5,5 млн евро, хотя точную сумму сделки стороны не разглашают) повысилась из-за пошлины и НДС на 41,6%. Размер и срок гарантии кредитования Hermes стороны не раскрывают, но традиционно заказчик должен оплатить не менее 15%, а экспортное агентство гарантирует до 85% суммы сделки. Учитывая ориентировочный размер кредита и практику работы экспортных агентств, срок кредита можно оценить в 5-8 лет.
"Благодаря участию в сделке агентства Hermes и немецкого банка Bayerische Landesbank, лизинговая компания "Уралсиб" смогла предложить заказчику финансовый лизинг по очень привлекательной ставке, — рассказывает коммерческий директор Eurocopter Vostok Артем Фетисов. — Мы смогли обеспечить заказчику поставку под ключ, так как Eurocopter Vostok одновременно выступает и как представительство завода-производителя в России, и как российское юридическое лицо, способное работать с российскими лизинговыми компаниями".
Eurocopter Vostok отрабатывала подобную схему сделки постепенно, начав с более простых вариантов. Первым опытом стала поставка в мае 2008 г. вертолета EC120 (самого легкого в модельном ряду Eurocopter), которая была осуществлена заказчику под ключ — перегон машины, таможенную очистку, получение сертификата летной годности экземпляра ВС и его регистрацию осуществляла Eurocopter Vostok. Затем по такой же схеме были поставлены EC135 в Салехард и AS350 B3 в Норильск. Все три типа вертолетов имеют взлетный вес менее 3100 кг, что по российскому Воздушному кодексу позволяет использовать их в АОН, не внося в свидетельство эксплуатанта. Этот опыт пригодился во время поставки более тяжелого EC145, максимальный взлетный вес которого превышает планку в 3100 кг, — однако в этом случае заказчику пришлось взять на себя регистрацию и внесение в свидетельство эксплуатанта.
По мнению Артема Фетисова, примененную финансовую схему теперь можно относительно легко тиражировать — получить кредит под гарантии Hermes сумеет любая более или менее крупная компания с положительной бухгалтерской отчетностью, так что, по всей видимости, открыт новый канал доступа к относительно дешевому долгосрочному финансированию.
Проведенная сделка не только интересна сама по себе, она к тому же может привести к заметным последствиям на рынке VIP-перевозок в московском регионе. Дело в том, что заказчик ставит вертолет под флаг петербургской авиакомпании "Спарк+", поэтому машина сможет выполнять и корпоративные перевозки в интересах владельца, и коммерческие рейсы для сторонних заказчиков. То есть на московском рынке появляется восьмиместный вертолет в VIP-компоновке — такая машина способна не только открыть новый сегмент вертолетных деловых перевозок, но и составить в некоторых случаях конкуренцию самолетам бизнес-авиации.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent