Новые тенденции в логистике
По мере развития российской экономики растет и спрос на логистические услуги. При этом, как отмечают крупные операторы-поставщики таких услуг, работающие на российском рынке, наблюдается и глобализация рынка (в Россию приходит все больше компаний, в технологические цепочки которых вовлечены интенсивные грузоперевозки), и распространение бизнеса в регионы — из Москвы все дальше на восток. Это означает, что в ближайшие годы на российском рынке логистики будут все интенсивнее идти консолидационные процессы, а спрос на авиаперевозки со стороны крупных операторов будет расти.
По мнению регионального директора компании DHL в СНГ и странах Юго-Восточной Европы Гарри Кемпа, рынок логистических услуг в России находится на пороге перехода в качественно новое состояние (см. рисунок). В период с 1995 по 2000 гг. шел процесс перехода от автономной логистики, когда все логистические операции выполняются самим грузовладельцем (в англоязычной терминологии — First Party Logistics, или 1PL), к традиционной логистике (2PL), предоставляющей классические услуги по транспортировке и управлению складскими помещениями. При этом активно развивались узкофункциональные операторы: транспортные компании, экспедиторы, склады общего пользования, грузовые терминалы, стивидорные и страховые компании и т. д. Как правило, такие компании работают на местном и региональном уровнях.
Логистика как конкурентное преимущество в России |
Источники: DHL, Supply Management Institute. |
"Сегодня наши клиенты все активнее передают специализированным операторам непрофильные для себя функции, в том числе и функцию логистики, — говорит начальник управления по развитию бизнеса группы компаний "Армадилло" Анна Клинскова. — Мы также видим, что все реже и реже заказчики хотят делить логистические функции, делить свои грузопотоки между несколькими провайдерами. Компании стремятся получать комплекс логистических услуг из одного источника. Из функции по перемещению груза логистика становится эффективным инструментом решения бизнес-задач".
Эти процессы сопровождаются развитием кооперации логистических посредников, они формируют альянсы и поднимаются на межрегиональный уровень. На первый план выходит владение не теми или иными активами, а информацией. И сейчас, по мнению аналитиков DHL, российский рынок логистики приближается к следующему этапу (4PL), основными чертами которого являются глобализация и интегрированная многофункциональность на основе информационных технологий. Снижение издержек достигается за счет интеграции всех логистических цепей. 4PL-провайдеры рассматривают логистику как решающий фактор в конкурентной борьбе.
Понятно, что будущее наступает не завтра — его ростки отчетливо видны уже сегодня. "Только за последний год ряд наших крупных клиентов объявили об открытии дистрибьюторских центров в регионах, — рассказывает г-жа Клинскова. — Эта тенденция диктует новую задачу для логистических провайдеров — обеспечение эффективной дистрибуции товаров из распределительных центров внутри регионов. Сейчас эта рыночная ниша обслуживается мелкими местными компаниями. По мере активизации крупных игроков рынка такие компании будут вытесняться, и они это понимают. Очевидно, что у них остается только три пути развития: либо уйти с рынка, либо кооперироваться с лидерами и наняться субподрядчиками, либо оказаться поглощенными. Эти процессы ведут к консолидации отрасли: количество компаний уменьшается, а их размеры увеличиваются".
Движение деловой активности в регионы ведет к тому, что, хотя Москва и Санкт-Петербург остаются основными генераторами грузопотока для логистической отрасли, все более популярными городами для дистрибьюторских центров становятся: Ростов-на-Дону для обслуживания Юга России, Самара для Поволжья, Екатеринбург для Урала, Новосибирск для Сибири, Хабаровск для Дальнего Востока. Движение на восток становится все более отчетливым. Так, в мае группа "Армадилло" открыла полнофункциональный филиал в Красноярске; на очереди в текущем году Владивосток, Хабаровск, Омск, Барнаул, Кемерово.
Логистическое освоение Сибири и Дальнего Востока диктует увеличение роли воздушного транспорта. "Пока доля авиаперевозок составляет у нас около 10%, — рассказывает гендиректор "Армадилло" Сергей Круглов. — Но она растет, и вопрос о собственных чартерных, а в перспективе и регулярных, авиалиниях становится все актуальнее". Впрочем, вовсе не обязательно "Армадилло" придется создавать для этого новую авиакомпанию (см. АТО # 60, с. 16) — российские грузовые авиаперевозчики заинтересованы в освоении внутреннего рынка, так что, возможно, удастся найти подходящего партнера.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent