Опыт объединения
Похоже, что корпорация "Оборонпром" может по праву считаться наиболее эффективным российским интегратором промышленных активов. Вслед за успешным объединением вертолетостроительной отрасли она близка к тому, чтобы собрать под своим контролем всех отечественных производителей авиационных двигателей.
Начало консолидации двигателестроения было положено в августе 2007 г., когда с одобрения президента было объявлено о планах объединения предприятий отрасли в четыре холдинга. На первом этапе роль "Оборонпрома" выглядела довольно скромной и заключалась в формировании одного из холдингов из ряда предприятий, находящихся под контролем частных владельцев: "Пермских моторов", рыбинского НПО "Сатурн" и Уфимского моторостроительного производственного объединения (УМПО). Именно тогда государство впервые обозначило, что консолидация отрасли будет означать ее фактическую национализацию. "Оборонпром" должен обеспечить контроль над предприятиями, в которых пока нет контроля государства", — объяснял в августе 2007 г. роль корпорации заместитель председателя Военно-промышленной комиссии Владислав Путилин. Остальные три холдинга — на базе московского ММПП "Салют", санкт-петербургской компании "Климов" и самарского СНТК им. Кузнецова — планировалось создать целиком из государственных активов.
Однако в дальнейшем, как объяснил АТО представитель "Оборонпрома", корпорация постепенно стала играть центральную роль в консолидации двигателестроительной отрасли. Президентский указ № 497 от 16 апреля 2008 г. расширил список предприятий, чьи госпакеты акций передавались в уставной капитал "Оборонпрома": помимо ранее названных компаний корпорация получала под свой контроль СНТК им. Кузнецова и другие предприятия, которые должны были войти в самарский холдинг. При необходимости "Оборонпром" должен увеличить размер своих пакетов акций до контрольного и сформировать из полученных активов Объединенную двигателестроительную корпорацию (ОДК).
Хотя с момента выхода указа прошло менее года, корпорация де-факто уже установила контроль над всеми предприятиями, перечисленными в этом документе. Успешно прошло и приобретение частных двигателестроительных активов. Контрольный пакет Пермского моторостроительного комплекса был выкуплен "Оборонпромом" у АФК "Система" в марте 2008 г., а сопротивлявшиеся вхождению в государственный холдинг частные акционеры НПО "Сатурн" и УМПО согласились продать свои пакеты в конце 2008 г., оказавшись перед угрозой банкротства на фоне разразившегося экономического кризиса. Теперь в "Оборонпроме" ожидают, что юридическое оформление всех оставшихся процедур по получению акций закончится до конца этого года.
Однако на этом интеграционные планы корпорации не заканчиваются. По словам представителя "Оборонпрома", конечной целью должно статью полное объединение отрасли под эгидой ОДК. "Конечно, по-хорошему, надо было ставить такую цель изначально, но наши планы эволюционировали постепенно", — заметил он. Пока вне орбиты ОДК остаются двигателестроительные предприятия, принадлежащие РСК "МиГ" — компания "Климов", заводы им. Чернышева и "Красный Октябрь", а также ММПП "Салют".
По мнению источника в промышленности, вопрос по "Климову", "Чернышеву" и "Красному Октябрю" решен: эти предприятия в рамках допэмиссии акций "Оборонпрома" войдут в его состав и будут управляться ОДК. Акциями из допэмиссии, которая состоится в этом году, "Оборонпром", как ожидается, расплатится с РСК "МиГ", которая в обмен передаст ему акции своих двигателестроительных предприятий.
"В перспективе "Салют" также рассматривается к включению в этот холдинг", — отметил источник. Его вхождение в ОДК сдерживается формальными процедурами, поскольку уже есть президентский указ о создании на основе ММПП "Салют" отдельного холдинга с присоединением Омского моторостроительного объединения им. Баранова и ряда других предприятий.
После завершения консолидации активов "Оборонпрому" предстоит показать себя эффективным собственником. Окончательного плана реструктуризации в рамках ОДК пока нет, однако представитель "Оборонпрома" признал, что основные проблемы — избыточность ресурсов и низкая производительность труда. По данным корпорации, сейчас в российском двигателестроении занято 125 тыс. человек при годовом объеме производства около 2,5 млрд долл. Показатели мировых лидеров гораздо выше — годовой объем производства Pratt & Whitney составляет 11 млрд долл. при количестве занятых в 38 500 человек, у Rolls-Royce — 12,5 млрд долл. и 27 800 человек. Поэтому в "Оборонпроме" не исключают, что в рамках ОДК придется пойти на сокращение кадров и ликвидацию непрофильных активов. Пока подобная стратегия одобрена только в отношении самарских предприятий корпорации, которые после оптимизации структуры сосредоточатся на реализации космических программ и ремонте двигателей для стратегической авиации.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent