Особые отношения
Андреа НАТИВИ
После встречи президента России Владимира Путина и премьер-министра Италии Сильвио Берлускони в конце августа препятствия, стоящие на пути промышленного сотрудничества между итальянскими и российскими аэрокосмическими компаниями, могут исчезнуть.
Компании обеих стран недавно разработали ряд соглашений о сотрудничестве в таких областях, как коммерческие аэрокосмические проекты, пилотируемые и беспилотные летательные аппараты военного назначения и космос. Но экспертов тревожит то, что на пути благих намерений может встать печально известная российская бюрократия, неоднократно препятствовавшая заключению подобных соглашений в прошлом.
Встреча Берлускони и Путина может стать гарантией того, что этого не произойдет. Политические лидеры обсуждали вопросы расширения экономического сотрудничества, и аэрокосмическая промышленность являлась отдельным пунктом повестки дня. У России есть свои интересы в экономическом сотрудничестве с Италией: например, российские власти хотят, чтобы "Газпром" получил возможность участия в создании итальянской сети газопроводов.
Непосредственное вовлечение Путина в обсуждение планов развития российско-итальянского сотрудничества в аэрокосмической сфере рассматривается как решающий фактор в преодолении одного из основных барьеров — российского закона, который в настоящее время ограничивает долю участия иностранного капитала в российских компаниях авиапрома (не более 25%). Alenia Aeronautica, принадлежащая Finmeccanica, хочет преодолеть этот инвестиционный барьер в отношении компании "Гражданские самолеты Сухого" — подразделения АХК "Сухой", разрабатывающего региональный самолет RRJ. Как заявляют представители компании, Finmeccanica не будет инвестировать в "Гражданские самолеты Сухого", если это ограничение не будет снято. Другие фирмы также готовы действовать. Еще одно подразделение Finmeccanica, компания Selex Sensors, изучает возможность закупки современных российских электронных подсистем, технологий и компонентов. Особый интерес для компании представляют модули передачи/приема (T/R) для антенн с активной фазированной решеткой. Как отмечают представители отрасли, российские модули обладают рядом преимуществ, включая небольшой вес и объем при высоком уровне надежности, а также ценой в 20% от стоимости западных аналогов. Более того, экспорт модулей T/R тесно связан с ограничениями на экспорт технологий, которые не применяются в том случае, если эти компоненты приобретаются в России. Хотя на российских производителей накладываются свои экспортные ограничения, они считаются более гибкими и могут быть изменены правительством, если промышленная кооперация в этой области будет сулить выгоду для обеих сторон.
Италия считает, что теперь сможет избежать проблем, которые раньше преследовали компании, пытавшиеся наладить связи с российскими производителями. К примеру, попытка сотрудничества в рамках совместного предприятия Eurocopter и МВЗ им. Миля по производству военных (так указано в оригинале. — Прим. перев.) вертолетов "Евромиль" после сложных и изнурительных переговоров закончилась выходом Eurocopter из этого проекта. Но, как полагают, тесные личные отношения Берлускони и Путина могут решить эти проблемы. Следующей весной Берлускони предстоят перевыборы, и его задача — укрепить промышленные связи двух стран до того момента. Если же этого не случится и Берлускони проиграет выборы, представителям отрасли придется приготовиться к потере статуса особых отношений в их сотрудничестве с Россией.
Другие компании также надеются получить выгоду от текущих политических отношений между Римом и Москвой. Selex Sistemi Integrati намерена выйти на российский рынок УВД и участвовать в экспорте определенной продукции, изготовленной в России. Итальянское космическое агентство и космическое подразделение Finmeccanica хотят сотрудничать со своими российскими партнерами, а Selex Communications готова выйти на российский рынок защищенной связи Tetra, оцениваемый в 2 млрд евро.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS