Почти 50 миллионов

Высокая цена на топливо, а также финансовый кризис начали кардинально влиять на динамику пассажиропотока на российском рынке авиаперевозок во II полугодии 2008 г. Первые шесть месяцев многие компании продолжали жить в удачной тенденции 2007 г., поэтому сейчас итоги у многих положительные, однако компаниям не удалось дотянуть до показателей предыдущего года. К сожалению, хорошие данные по количеству перевезенных пассажиров не гарантируют авиакомпаниям стабильного существования в наступившем 2009 г. Поэтому картина рынка по итогам ближайших 12 месяцев может претерпеть кардинальные изменения.
По данным Транспортной клиринговой палаты за 2008 г., все российские авиакомпании перевезли около 49,7 млн чел., это на 10% больше, чем годом ранее. По-прежнему в общемировых масштабах объемы гражданской авиации России остаются более чем скромными. Например, крупнейший в Европе low-cost-перевозчик Ryanair в 2006 г. превысил планку в 40 млн пасс., а American Airlines в год обслуживает около 120 млн чел. Несмотря на большие расстояния и потому высокий потенциал авиатранспорта, воздушные перевозки в России развиты недостаточно, поскольку полет на самолете до сих пор остается недоступным для большинства граждан.
Как и раньше, более 80% перевозок в России приходится на первую десятку авиакомпаний, а половину всех путешественников перевозит первая пятерка. Состав лидеров, по итогам 2008 г., претерпел некоторые изменения. На третьем месте вместо ГТК "Россия" оказалась авиакомпания "Трансаэро". Зарегистрированный в Санкт-Петербурге, но базирующийся в Москве перевозчик обслужил около 4,7 млн пасс. У "России", для которой базовым выступает санкт-петербургский аэропорт Пулково, всего 3,4 млн клиентов. Ситуация с "Россией" показала, что слияние двух компаний далеко не всегда позволяет объединенному перевозчику получить выгодные позиции на рынке. В 2006 г. питерская авиакомпания "Пулково" (регулярно занимающая в рейтинге третье место по количеству перевезенных пассажиров) была объединена с ГТК "Россия". Слияние потребовало много сил и не упрочило позиции авиакомпании, в последующие годы она росла гораздо медленнее, чем рынок в среднем.
Сейчас уже "Россию" хотят присоединить к создающемуся на базе "Атлант-Союза" и AiRUnion перевозчику "Росавиа". Пока инициаторы создания компании не озвучили четкой стратегии по слиянию всех перевозчиков данного проекта. Не исключено, что очередное объединение также спровоцирует потерю его участниками тех долей рынка, которые они сейчас занимают. Кстати, сам "Атлант-Союз" снизил объем перевозок, обслужив около 1,5 млн чел. вместо 1,6 млн в 2007 г.
Крупнейшими по количеству перевезенных пассажиров остались "Аэрофлот" и "Сибирь". "Аэрофлот" закончил 2008 г. с показателем 9,272 млн чел., что на 13,5% больше, чем в прошлом году. Больше половины всех пассажиров перевезено на международных линиях. Однако, согласно данным авиакомпании, рост пассажиропотока на внутренних направлениях по сравнению с 2007 г. составил 27,2%. Тем не менее первое место на внутреннем рынке по-прежнему остается за "Сибирью". По итогам 2008 г. авиакомпания перевезла 5,9 млн пасс. — на 3,4% больше, чем в 2007 г. Подсчет всех клиентов S7 Group, в которую входит "Сибирь", — процедура непростая: в прошлом году из перевозчика в отдельную компанию было выделено чартерное подразделение, получившее название "Глобус". Эта компания до сих пор не дает Транспортной клиринговой палате разрешения на публикацию своих итогов, поэтому о его результатах можно лишь примерно судить исходя из показателей соседних по рейтингу компаний. По предварительным подсчетам результат "Глобуса" — 600 тыс. пасс.
Традиционно в пятерку крупнейших компаний входит UTair, так же как и "Сибирь" занимающая значительные позиции на внутреннем рынке. Перевозчик закончил год с показателем 3,225 млн чел., на 10,3% превысив результат прошлого года. Кстати, по ежемесячным результатам UTair было хорошо заметно влияние кризиса на авиаперевозки. Если в I полугодии количество пассажиров компании росло на 20% ежемесячно, то во II полугодии этот темп резко снизился, и в итоге оказалось всего чуть более 10%. Однако даже с таким результатом авиакомпания в рейтинге подошла вплотную к уже упоминавшейся ГТК "Россия".
Из авиакомпаний, не входящих в пятерку крупнейших, один из лучших результатов по количеству перевезенных пассажиров показала "КД авиа" — 1,361 млн чел., на 106% больше, чем в 2007 г. Вместе с тем из-за кредитного кризиса калининградский перевозчик попал в крайне сложную финансовую ситуацию. Сейчас компания перешла под контроль банка "Санкт-Петербург", ее гендиректором назначен Геннадий Болдырев — бывший заместитель главы ГТК "Россия". На рынке признают, что идея создания хаба в Калининграде вполне успешна. Однако проблемы с кредитованием перевозчиков, которые возникли не только из-за кризиса, но и из-за ситуации вокруг AiRUnion, создали дополнительные препятствия в ее воплощении.
Еще один из немногих российских перевозчиков, испытывающих на себе новые бизнес-модели, — "Скай Экспресс", который пытается применить элементы низкотарифной системы к российской действительности. Он также достиг заметных результатов: компания перевезла 1,041 млн пасс., что примерно на 50% больше показателей 2007 г.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.