Под авиацию подравняли другие виды транспорта
Закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам" был принят в ноябре в первом чтении депутатами Госдумы. Планируется, что он вступит в силу в середине 2011 года. Ранее обязательное страхование ответственности перевозчика перед пассажирами было только на воздушном транспорте. После вступления закона в силу его действие будет распространяться на все виды наземного транспорта.
Cейчас в Госдуме создана специальная рабочая группа для доработки законопроекта и подготовки его ко второму чтению. В ее состав вошли представители министерств транспорта, финансов, экономического развития, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной антимонопольной службы, Национального союза страховщиков ответственности, а также представители страховых компаний "Росгосстрах" и "Энергогарант".
Согласно законопроекту, максимальная сумма выплат составит 2,025 млн руб. (именно такая цифра фигурирует сейчас при страховании на воздушном транспорте в случае гибели пассажира), до 2 млн руб. — за причинение вреда здоровью, а за вред имуществу пассажира — до 23 тыс. руб. Срок для выплаты страхового возмещения — 30 дней со дня получения страховщиком всех необходимых документов. В случае если родственники погибших нуждаются в немедленной финансовой помощи, они могут написать страховщику заявление на предварительную выплату. Срок рассмотрения документов составит три дня, а сумма предварительной выплаты 100 тыс. руб. Кроме того, законопроект предусматривает закрытый перечень случаев отказа в страховой выплате.
Законопроект предусматривает создание специальной структуры — Единого российского объединения страховщиков. В него войдут все страховые компании, осуществляющие страхование пассажиров на транспорте. Это объединение должно будет взять на себя ответственность за выплаты, в случае если какая-либо страховая компания по ряду причин не сможет их осуществить. В свою очередь перевозчикам, не получившим полис страхования своей ответственности перед пассажирами, будет запрещено вести деятельность. Как отметил заместитель министра транспорта РФ Сергей Аристов, создание такого объединения станет единственным новшеством области страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда пассажирам на воздушном транспорте.
Однако не все участники авиационного и авиационно-страхового рынка одобрительно относятся к законопроекту. Большинство из них полагают, что российская авиационная отрасль имела бы значительно лучшие перспективы, если бы развивалась не в рамках Минтранса РФ, а под контролем отдельного отраслевого органа, аналогичного Министерству гражданской авиации (МГА) СССР. По словам заместителя генерального директора страхового акционерного общества "Лексгарант" Михаила Шелюбского, сейчас на территории России существует и действует Воздушный кодекс РФ, который, если и требует определенной доработки, то уж точно не такой основательной. "Да и специфика воздушного транспорта такова, что представляется непростой задачей увязать на практике в единое целое страхование пассажиров ВС, морских и речных судов, поездов дальнего следования, автобусов, электричек, трамваев и метрополитена", — отмечает эксперт. Кроме того, по мнению Шелюбского, в законопроекте присутствуют недоработки и спорные положения. Эксперт обращает внимание на то, что в разделах, регламентирующих освобождение страховщика от выплат и касающихся реализации его регрессных прав, не предусмотрено, как следует рассматривать вопрос с выплатой страховщику или перевозчику, если страховой случай наступил в результате умысла не выгодоприобретателя, а самого пассажира. К тому же законопроект содержит ссылки на необходимость установления правительством РФ тех или иных параметров страхования, как то: минимальные требования к договору страхования, предельные уровни страховых тарифов, порядок определения количества пассажиров, исчерпывающий перечень документов для оформления выплат и т. п. Кроме того, в законопроекте прописано, что предельные уровни страховых тарифов (минимальные и максимальные) в зависимости от вида транспорта устанавливаются правительством РФ. "Таким образом, получается, что для воздушного транспорта будет только две цифры, — говорит заместитель генерального директора по авиационному страхованию страховой группы "АльфаСтрахование" Илья Кабачник. — Мы приложим все усилия, чтобы их было больше, потому что ничего общего в статистике по вертолетам и самолетам нет, — вообще ничего!" При этом указаны суммы выплат для пострадавших пассажиров, а вот сколько придется платить перевозчикам страховым компаниям, остается неясным. Действующий сейчас Воздушный кодекс регулирует две вещи: ответственность перевозчика и порядок операций по страхованию. В обсуждаемом законопроекте ничего не говорится о страховании ответственности перевозчика. "Защита имущественных интересов перевозчика в случае возникновения гражданской ответственности не достигается ровно никак. Выплаты и минимальная компенсация пострадавшим производятся автоматически. Соответственно, любые последующие требования направляются напрямую перевозчику, у которого ноль страховой защиты", — продолжает Кабачник. "Есть у кого-то идея о возмещении морального вреда — он идет и предъявляет. Таким образом, получается, что перевозчику придется приобретать страхование в большем объеме", — резюмирует он. Также в предлагаемом законопроекте остался не решенным вопрос о возмещении морального вреда. В российской практике страхования моральный вред не подлежит страхованию. Размер компенсации морального вреда определяется исключительно по решению суда и подлежит возмещению перевозчиком и/или причинителем вреда. Между тем размер такой компенсации обычно составляет в общем количестве предъявляемых исков к перевозчикам значительную величину. К тому же законопроект фактически задает более высокую планку для размера претензий по всем видам транспорта, а не только для авиации (что уже сделано согласно Федеральному закону № 331-ФЗ), и есть опасение, что суммы исков по возмещению морального вреда также возрастут, но выплачивать такие компенсации придется перевозчикам, а не страховым компаниям. "Уровень жизни населения нашей страны, к сожалению, пока не так высок, как хотелось бы, и для многих людей размер страховой выплаты составляет значительную сумму. Два миллиона рублей, выплачиваемых единовременно, могут представлять собой серьезный соблазн не только для не чистых на руку граждан, но и просто для кого-то, отчаявшегося от безденежья. А в законопроекте между тем фактически не создаются достаточные препятствия возможному мошенничеству, прямо затрагивающему безопасность перевозок пассажиров", — отмечает Шелюбский.
Аналитики при этом полагают, что законопроект быстро и беспрепятственно пройдет все этапы обсуждений и будет принят уже в этом году, однако многие надеются, что по ходу его рассмотрения будут устранены хотя бы некоторые спорные его положения.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
АТО-телеграф
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft