Покой им только снится

Выводы исследования EASA о вреде работы не устраивают европейских авиаперевозчиков

Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт

Европейские авиакомпании, Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) и профсоюзы летного состава ведут ожесточенный спор о новых рекомендациях относительно режима труда и отдыха экипажей пассажирских авиалайнеров. По мнению перевозчиков, эти рекомендации помешают им обслуживать дальние маршруты.
Главное яблоко раздора — исследование под названием "Научно-медицинское обоснование ограничений продолжительности полетного времени экипажей", проведенное в прошлом году по заказу EASA. В нем утверждается, что некоторые из существующих правил оборачиваются такими проблемами, как продолжительное время бодрствования, недостаточное время сна перед началом полетной смены, нарушение фаз суточного цикла, а также повышенная рабочая нагрузка пилотов, что в свою очередь может негативно сказаться на безопасности полетов.
В подготовке исследования принимали участие эксперты ряда европейских авиакосмических исследовательских организаций — в частности, британской Qinetiq и германской DLR. Опасения специалистов вызывают продолжительные периоды рабочего времени пилотов, ночные смены, начало полетной смены ранним утром, периоды отдыха, приходящиеся не на привычное время сна, недостаточное время на восстановление после перелетов через несколько часовых поясов, а также сомнительное удобство оборудованных мест для отдыха экипажа на борту.
Авторы исследования предлагают ввести ряд дополнительных ограничений. Так, по их мнению, максимальная совокупная продолжительность рабочего времени не должна превышать 100 ч в течение 14 дней подряд. "Ныне существующие максимальные ежедневные полетные смены продолжительностью 13–14 ч превышают разумные пределы, особенно с учетом высокой рабочей нагрузки, полетов в ночное время и необходимости акклиматизации, поэтому рабочее время экипажей должно быть уменьшено", — говорится в исследовании. Предлагаются и другие меры контроля за отдыхом экипажей — например, установить минимальный период отдыха при ожидании вылета в базовом аэропорту в размере 12 ч — с 10 вечера до 10 утра.
Исследование было проведено в рамках внедрения требований ЕС относительно минимальных стандартов безопасности полетов коммерческой пассажирской и транспортной авиации. Профсоюзы пилотов согласились с этими требованиями — при условии, что будет проведено подобное научное исследование существующих процедур. Новые требования ЕС вступили в силу в начале 2007 г., причем авиакомпаниям было дано 18 месяцев на постепенный переход к новым стандартам. Однако не все перевозчики выполнили свои обязательства — во многих случаях продолжает действовать национальное законодательство, регулирующее продолжительность рабочего времени экипажей ВС.
Но скоро это должно измениться в результате усиления позиций EASA, которое постепенно становится европейским аналогом Федеральной авиационной администрации США (FAA). Уже сейчас EASA формально осуществляет надзор за рабочим временем летных экипажей, а общеевропейские нормы должны вступить в силу на всем пространстве ЕС не позднее апреля 2012 г. Pезультаты исследования будут использованы в ходе консультаций с профсоюзами и представителями авиакомпаний. При этом формальные предложения относительно новых норм вряд ли поступят ранее начала следующего года — в основном из-за предстоящих этим летом выборов в Еврокомиссию.
Европейские авиаперевозчики шокированы рекомендациями EASA. По их утверждениям, исследование не является научным, а его авторы предвзяты в пользу профсоюзов. В самом деле исследование просто сводит воедино накопленные знания о последствиях утомления летных экипажей, не добавляя никаких новых данных. В ответ на это профсоюзы заявляют, что существующие нормы рабочего времени игнорируют даже установленные факты.
Ассоциация европейских авиакомпаний (AEA) утверждает, что, если все предлагаемые нормы вступят в силу, перевозчикам придется увеличить штат летного состава на 15–20%; кроме того, они не смогут выполнять полеты на некоторых существующих дальних маршрутах — например, из Европы в Японию. "Летные смены и без того жестко регламентируются системой, которая последовательно обеспечивает безопасность на протяжении многих лет, в ходе миллионов полетов", — говорит генеральный секретарь AEA Ульрих Шульте-Штратхаус.
Такие профсоюзы, как германский Vereinigung Cockpit, заявляют, что рекомендации EASA должны быть внедрены. "Иначе EC будет "играть жизнями пассажиров и экипажей", — считают представители профсоюза. В EASA удивлены тем, насколько активно авиакомпании лоббируют отказ от любых изменений в этой области. Как заявляют в агентстве, маловероятно, что все предложения EASA будут одобрены, но рекомендации должны послужить основой для дальнейших дебатов. А представители авиакомпаний обвиняют EASA в том, что организация умышленно педалирует вопрос с целью усилить собственные позиции в качестве регулирующей организации.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.