Покой им только снится
Йенс ФЛОТТАУ, Франкфурт
Европейские авиакомпании, Европейское агентство по безопасности авиаперевозок (EASA) и профсоюзы летного состава ведут ожесточенный спор о новых рекомендациях относительно режима труда и отдыха экипажей пассажирских авиалайнеров. По мнению перевозчиков, эти рекомендации помешают им обслуживать дальние маршруты.
Главное яблоко раздора — исследование под названием "Научно-медицинское обоснование ограничений продолжительности полетного времени экипажей", проведенное в прошлом году по заказу EASA. В нем утверждается, что некоторые из существующих правил оборачиваются такими проблемами, как продолжительное время бодрствования, недостаточное время сна перед началом полетной смены, нарушение фаз суточного цикла, а также повышенная рабочая нагрузка пилотов, что в свою очередь может негативно сказаться на безопасности полетов.
В подготовке исследования принимали участие эксперты ряда европейских авиакосмических исследовательских организаций — в частности, британской Qinetiq и германской DLR. Опасения специалистов вызывают продолжительные периоды рабочего времени пилотов, ночные смены, начало полетной смены ранним утром, периоды отдыха, приходящиеся не на привычное время сна, недостаточное время на восстановление после перелетов через несколько часовых поясов, а также сомнительное удобство оборудованных мест для отдыха экипажа на борту.
Авторы исследования предлагают ввести ряд дополнительных ограничений. Так, по их мнению, максимальная совокупная продолжительность рабочего времени не должна превышать 100 ч в течение 14 дней подряд. "Ныне существующие максимальные ежедневные полетные смены продолжительностью 13–14 ч превышают разумные пределы, особенно с учетом высокой рабочей нагрузки, полетов в ночное время и необходимости акклиматизации, поэтому рабочее время экипажей должно быть уменьшено", — говорится в исследовании. Предлагаются и другие меры контроля за отдыхом экипажей — например, установить минимальный период отдыха при ожидании вылета в базовом аэропорту в размере 12 ч — с 10 вечера до 10 утра.
Исследование было проведено в рамках внедрения требований ЕС относительно минимальных стандартов безопасности полетов коммерческой пассажирской и транспортной авиации. Профсоюзы пилотов согласились с этими требованиями — при условии, что будет проведено подобное научное исследование существующих процедур. Новые требования ЕС вступили в силу в начале 2007 г., причем авиакомпаниям было дано 18 месяцев на постепенный переход к новым стандартам. Однако не все перевозчики выполнили свои обязательства — во многих случаях продолжает действовать национальное законодательство, регулирующее продолжительность рабочего времени экипажей ВС.
Но скоро это должно измениться в результате усиления позиций EASA, которое постепенно становится европейским аналогом Федеральной авиационной администрации США (FAA). Уже сейчас EASA формально осуществляет надзор за рабочим временем летных экипажей, а общеевропейские нормы должны вступить в силу на всем пространстве ЕС не позднее апреля 2012 г. Pезультаты исследования будут использованы в ходе консультаций с профсоюзами и представителями авиакомпаний. При этом формальные предложения относительно новых норм вряд ли поступят ранее начала следующего года — в основном из-за предстоящих этим летом выборов в Еврокомиссию.
Европейские авиаперевозчики шокированы рекомендациями EASA. По их утверждениям, исследование не является научным, а его авторы предвзяты в пользу профсоюзов. В самом деле исследование просто сводит воедино накопленные знания о последствиях утомления летных экипажей, не добавляя никаких новых данных. В ответ на это профсоюзы заявляют, что существующие нормы рабочего времени игнорируют даже установленные факты.
Ассоциация европейских авиакомпаний (AEA) утверждает, что, если все предлагаемые нормы вступят в силу, перевозчикам придется увеличить штат летного состава на 15–20%; кроме того, они не смогут выполнять полеты на некоторых существующих дальних маршрутах — например, из Европы в Японию. "Летные смены и без того жестко регламентируются системой, которая последовательно обеспечивает безопасность на протяжении многих лет, в ходе миллионов полетов", — говорит генеральный секретарь AEA Ульрих Шульте-Штратхаус.
Такие профсоюзы, как германский Vereinigung Cockpit, заявляют, что рекомендации EASA должны быть внедрены. "Иначе EC будет "играть жизнями пассажиров и экипажей", — считают представители профсоюза. В EASA удивлены тем, насколько активно авиакомпании лоббируют отказ от любых изменений в этой области. Как заявляют в агентстве, маловероятно, что все предложения EASA будут одобрены, но рекомендации должны послужить основой для дальнейших дебатов. А представители авиакомпаний обвиняют EASA в том, что организация умышленно педалирует вопрос с целью усилить собственные позиции в качестве регулирующей организации.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent