Полетит или не полетит?
Отрасль деловой авиации в 2009 году не стала исключением из правил всего сегмента пассажирских авиаперевозок: количество клиентов падало, финансовое состояние компаний ухудшалось. Так же как и коммерческие авиакомпании, участники рынка деловой авиации оказались отброшены в 2007 год, однако если сейчас первые стремительно увеличивают количество пассажиров, то вторые смотрят на общее развитие экономики и с большей осторожностью делают прогнозы на будущее.
B 2009 г. объем перевозок деловой авиации сократился на 35% — таковы данные Объединенной национальной ассоциации деловой авиации (ОНАДА). Несколько раз в течение 2009 г. на фоне низкого спроса проявлялись невысокие всплески активности. Однако это были сезонные колебания, поэтому на рынке их вряд ли принимали за окончание сложных времен. Индикатор запросов европейской чартерной системы Avinode, который базируется на количестве отправленных заявок на полеты в/из России, в марте и апреле отмечал некоторое оживление, связанное в первую очередь с майскими праздниками. Следующий рост индекса был в июле, его причиной называют летний сезон отпусков. В августе число запросов несколько снизилось относительно июля, но по-прежнему оставалось выше, чем в зимние месяцы. Другой точный индикатор состояния рынка — индекс стоимости, разработанный Avinode и более чувствительно реагирующий на реальное изменение спроса на бизнес-чартеры, — также дважды отмечал подъем интереса к бизнес-перевозкам: в апреле и июле. Во время сентябрьской выставки JetExpo участники экспозиции из числа авиационных брокеров также говорили о том, что количество заказов возросло, но никто не рисковал прогнозировать какие-либо долгосрочные тенденции будущего развития.
Значительный рост интенсивности полетов традиционно пришелся на декабрь 2009 г.: объем бизнес-чартеров увеличился практически на 100% против показателей ноября 2008 г. Однако, как и в случае с показателями коммерческой авиации, необходимо помнить, что в конце 2008 г. уже начался спад, относительно которого считалось дальнейшее увеличение. К тому же рост объемов не означал возвращения к уровню докризисных финансовых показателей, поскольку стоимость рейса осталась ниже базовых величин 2008 г. на 10–15%.
![]() |
Автор фото: Сергей Сергеев Более половины парка самолетов делового класса, приобретенных россиянами в течение последних трех лет, было выставлено на продажу в 2009 г. |
Полный текст статьи доступен в печатной версии "Ежегодника АТО — 2010"
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 23 new destinations to its vast summer route network
- Sky Gates Airlines takes delivery of second Ilyushin IL-96-400T
- Superjet 100 flies with Russian engines
- Aeroflot posts first full year profit since pandemic
- Supporting Russia’s fleet of Western-built aircraft is a humanitarian necessity – AmCham Russia
- Rosaviatsiya: Russian airlines’ passenger traffic to decline in 2025
- Aeroflot promotes initiative towards harmonization of Russia’s continued airworthiness system with international standards
- Russia’s Smartavia passenger traffic decreased by 6.7%
- Russian airlines 2024 traffic exceeds the pre-sanctions level