Пример для подражания
Роберт УОЛЛ и Майкл ТАВЕРНА, Париж
Производители самолетов коммерческой авиации могут радикально пересмотреть бюджеты на закупку комплектующих, если примут во внимание, на каких условиях производители VLJ (особо легких реактивных самолетов) работают со своими поставщиками, получая от них высококачественную авионику и двигатели по низким ценам.
В перспективе глобальная переоценка ценностей может произойти и у Dassault, Embraer, Airbus, Boeing и им подобных. Видя, какие выгодные условия удается выбивать для себя производителям VLJ, крупные самолетостроители также будут стараться выстроить диалог со своими поставщиками по-другому.
Пока трудно предметно рассуждать о том, как эти изменения отразятся на всей авиационной отрасли, однако представители различных компаний говорят, что внедрение производителями бизнес-джетов новой схемы ценообразования может иметь для нее такие же далеко идущие последствия, как и расширение парка малой авиации для служб УВД. По мнению представителей авиакомпаний и служб УВД, для того чтобы справиться с наплывом тысяч VLJ, который ожидается в ближайшие десять лет, потребуются радикальные системные изменения.
"На наш взгляд, появление особо легких реактивных самолетов изменит ситуацию в отрасли коренным образом", — говорит Жан-Пьер Кожан, исполнительный вице-президент Snecma по двигателестроению для гражданской авиации.
Для него логика вполне очевидна. Цена VLJ составляет примерно 2 млн долл. Сюда входит стоимость планера, двух двигателей и комплекта бортового оборудования. Таким образом, затраты на закупку каждого из этих комплектующих по отдельности будут относительно небольшими. "Глядя на эти цифры, можно сказать, что поставщики предлагают двигатели по откровенно бросовым ценам", — отмечает Кожан.
Несмотря на то что Snecma не работает на рынке бизнес-авиации, наблюдаемые на нем тенденции могут иметь самые прямые последствия и для отрасли в целом, поэтому пристально следить за развитием ситуации на этом рынке вынуждены даже далекие от него компании. "Я буду очень удивлен, если Boeing и Airbus не заинтересуются, что же такое может входить в комплект авионики, поставляемый к реактивному самолету стоимостью всего 2 млн долл.", — говорит вице-президент Snecma.
Такого же мнения придерживается и президент Dassault Aviation Шарль Эдельстен: "Думаю, изменения в системе отношений между генеральными подрядчиками и субподрядчиками, вызванные низкой стоимостью этих самолетов, вынудят и нас скорректировать переговорную позицию в отношениях с поставщиками и подход к вопросам комплектации".
Разумеется, между моделями особо легких реактивных самолетов, предлагаемых для массового потребителя компаниями Eclipse, Cessna, Embraer и др., существуют определенные различия. Эдельстен отмечает, что в секторах деловой авиации, региональных машин и тяжелых коммерческих самолетов предъявляется более широкий перечень сертификационных требований по сравнению с сектором VLJ, а комплектация подсистем и агрегатов отличается большей сложностью. Тем не менее, говорит он, тенденции, наблюдаемые сейчас на рынке VLJ, "изменят порядок нашей работы с поставщиками".
Президент Dassault Aviation пока воздерживается от комментариев по поводу того, в чем конкретно будут выражаться эти изменения, однако он убежден, что они коснутся как производственных процессов, так и системы отношений между участниками рынка. Кстати, в портфель разработок Dassault Aviation уже заложена новая модель двухдвигательного бизнес-джета стоимостью 20 млн долл. под рабочим названием SMS (super-midsize), который станет заменой Falcon 50. Каким образом эти изменения отразятся на ситуации на рынке, станет очевидно уже в самое ближайшее время. Dassault пока не торопится раскрывать все карты в отношении новой модели SMS, но уже ведется подбор субподрядчиков по ключевым позициям перечня комплектующих, а Эдельстен в некоторых своих высказываниях дал понять, что он хочет отойти от подхода, примененного в диалоге с поставщиками в ходе создания Falcon 7X — самого недавнего конструкторского проекта компании.
Представители Embraer, одной из немногих компаний, действующих на рынке VLJ, чьи производственные интересы простираются и на другие секторы отрасли, также полагают, что схема ценообразования, внедренная при производстве VLJ, будет иметь эффект домино. Луис Сержиу Шиесси, вице-президент Embraer по исследованиям рынка авиаперевозок, говорит, что наличие на рынке легких и особо легких бизнес-джетов дешевых комплектов авионики приведет к удешевлению этого оборудования и при комплектации будущих моделей региональных самолетов. Особенно перспективным представляется рынок 50-местных региональных реактивных самолетов, который еще только-только формируется; пока в этом сегменте наблюдается затишье, а высокие цены на нефть заставляют операторов отдавать предпочтение турбовинтовым машинам, но представители Embraer считают, что 50-местные региональные самолеты заявят о себе в полный голос ближе к 2016-2018 гг.
Чтобы выйти на уровень продажных цен VLJ, потребуется очень активная работа со всеми поставщиками. Такой подход к бизнесу не обошел стороной и компанию Snecma. Хотя рынок VLJ не является для компании целевым, Snecma установила цену на свой новый двигатель Silvercrest для бизнес-джетов и региональных самолетов на уровне 1,5 млн долл., чтобы заранее подготовиться к жесткой ценовой конкуренции в более финансовоемких сферах своего бизнеса.
Однако, по мнению Шиесси, ценовая политика в работе с поставщиками, внедренная производителями VLJ, будет эффективна только в известных пределах. Необходимость в наращивании функциональных возможностей бортовой электроники, особенно в части обеспечения более тесного взаимодействия с наземными системами УВД, может в какой-то степени свести на нет ценовые преимущества VLJ.
На рынке VLJ, между прочим, уже наблюдается определенный рост цен, отчасти, правда, выступающий ответной реакцией на растущую инфляцию. Embraer, например, поднял свою цену на Phenom 100 с 2,85 млн до 2,98 млн долл., причем первоначальная цена предложения составляла 2,75 млн долл. Учитывая высокий уровень спроса, производитель уже подтвердил свое намерение удвоить первоначально планируемый объем выпуска, поэтому в вопросах увеличения цены у него будет определенное пространство для маневра.
Тенденция к росту цен устойчиво распространяется и на другие модели VLJ, в частности на Eclipse, который является лидером рынка по объему поступающих заказов. Подобное развитие ситуации, возможно, означает, что генеральные подрядчики смогут диктовать свои цены поставщикам лишь в определенных рамках.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent