Развитие по спирали
Руководство ОАО "Вертолеты России" в середине апреля объявило о намерении отказаться от сотрудничества с канадской компанией Pratt & Whitney Canada, которая должна была организовать производство турбовального двигателя PW127TS для вертолета Ми-38. Программа создания Ми-38 уже пережила немало организационных потрясений, но теперь в ней наметились очередные перемены с возможными серьезными последствиями.
"Мы вынуждены пересмотреть условия взаимоотношений с Pratt & Whitney Canada, — заявил гендиректор ОАО "Вертолеты России" Андрей Шибитов. — Сейчас мы рассматриваем альтернативный вариант использования на Ми-38 двигателя отечественного производства ТВ7-117В. Впредь усилия ОАО "Вертолеты России" будут направлены на этот вариант вертолета".
В истории создания Ми-38 изменение типа двигателя происходит не впервые. Программа разработки вертолета на смену Ми-8 и Ми-17 в КБ им. Миля в начале 80-х задумывалась как полностью российская, с отечественными двигателями и авионикой. Но в 90-х проект лишился источников государственного финансирования, и для его реализации в 1994 г. было создано СП "Евромиль", акции которого в равных долях поделили Московский и Казанский вертолетные заводы (МВЗ и КВЗ), фирма Eurocopter и двигателестроительный Завод им. Климова. Последний рассчитывал установить на Ми-38 турбовальную модификацию создаваемого им в то время турбовинтового двигателя ТВ7-117С.
Однако в 1996 г. это предприятие вышло из программы, а его акции были перераспределены между тремя оставшимися партнерами. В 1997 г. было принято решение об использовании в программе Ми-38 двигателей PW127TS канадской фирмы Pratt & Whitney Canada, хотя в состав акционеров эта компания не вошла. В 2000 г. "Евромиль" и Pratt & Whitney Canada заключили контракт, предусматривающий поставку двигателей для первого прототипа и дальнейшее сотрудничество. Отметим, что и в этом случае речь шла о переделке турбовинтового самолетного двигателя PW127 в турбовальный вариант для вертолета.
Первый полет опытного Ми-38 с PW127TS состоялся в 2003 г. С самого начала российская сторона настаивала на участии отечественных предприятий в программе серийного производства этого двигателя. Такое положение было закреплено в меморандуме о взаимопонимании, подписанном 15 мая 2008 г., в соответствии с которым Pratt & Whitney Canada декларировала намерение разработать и сертифицировать PW127TS совместно с "Вертолетами России", Уфимским моторостроительным производственным объединением (УМПО) и ЦИАМ. Согласно документу "Вертолеты России" совместно с УМПО должны были инвестировать разработку и локализацию производства двигателя в России, который собирался бы по лицензии на УМПО. Планировалось, что сертификация двигателя в Европе и России завершится в 2011 г., а с 2012 г. начнется серийное производство Ми-38. Поскольку двигатель PW127TS не только существует, но и "летает" на первом экземпляре Ми-38, можно предположить, что обозначенные в меморандуме инвестиции в разработку двигателя подразумевают желание Pratt & Whitney Canada компенсировать свои затраты на создание турбовальной версии двигателя. Однако достоверно ответить на вопрос нельзя, поскольку со стороны "Вертолетов России" комментарии крайне скудны, а в Pratt & Whitney Canada говорят, что компания не может подтвердить появившиеся в печати заявления, поскольку переговоры с заказчиком продолжаются.
Судя по всему, проблемы между партнерами назревали постепенно. Еще в январе 2009 г. гендиректор КВЗ Вадим Лигай сообщил Интерфаксу-АВН о сложностях с поставкой канадских двигателей для Ми-38 и о том, что для Ми-38 полностью подходит двигатель ТВ7-117В компании "Климов", "но этот двигатель еще надо создавать и испытывать". Турбовинтовой вариант ТВ7-117С для самолета Ил-114 Завод им. Климова сертифицировал в 1997 г., однако его производство носит ограниченный характер в силу незначительного спроса на этот региональный самолет.
Сейчас, по словам генерального конструктора ОАО "Климов" Алексея Григорьева, в компании уже разработан полный комплект документации на ТВ7-117В, проведена примерка двигателя-демонстратора на Ми-38, начато изготовление образцов двигателя для летных испытаний и сертификационных работ.
По утверждению генерального конструктора Ми-38 Георгия Синельщикова, эксплуатировать эту машину с двигателями ТВ7-117, как показывают расчеты, на более интенсивных гражданских авиаперевозках в полностью загруженном состоянии и на максимальную дальность полета оказывается существенно выгоднее, нежели с двигателями PW127TS. Тем не менее по прошествии более чем 20 лет существования программы в очередной раз встает вопрос о позиционировании вертолета Ми-38 на рынке. Изначально задумывалось, что он придет на смену Ми-8/Ми-17, но за прошедшие годы конкурирующие между собой заводы в Казани и Улан-Удэ существенно модернизировали эти машины, а установка на них двигателей ВК-2500 или ТВ3-117 ВМА-СБМ1В (ОАО "Мотор Сич") сделает их характеристики еще лучше. Разумеется, Ми-38 — гораздо более новая разработка, соответствующая современным нормам, но на стороне старых моделей остаются цена и богатейший опыт эксплуатации. Из этого не следует, что ниша Ми-38 полностью занята его предшественниками — просто требуется определить ее более четко.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent