Реализация обновленной стратегии группы "Аэрофлот" приносит плоды

Национальный перевозчик возвращает себе лидерство, а "Победа" демонстрирует впечатляющий рост
Аэрофлот

Безусловным лидером российского воздушного транспорта остается группа "Аэрофлот", а связанные с пандемией изменения рынка авиауслуг лишь подтвердили правильность направления трансформации группы. Реализация обновленной стратегии развития группы  до 2028 г., принятой в разгар пандемии, действительно помогает снизить стоимость перевозок для пассажира, увеличивает мобильность населения и придает новый импульс развитию "Аэрофлота".

Россия, наряду с Китаем и США — странами с внушительным внутренним рынком — находится во главе мирового процесса восстановления объема перевозок. В апреле 2021 г. российская гражданская авиация продолжила восстанавливаться более высокими темпами, чем мировая. По данным Росавиации, за этот месяц российские авиаперевозчики суммарно обслужили 7,18 млн пасс., что всего лишь на 23% меньше, чем в апреле докризисного, 2019 г. Годом ранее, в апреле 2020 г., отмечалось резкое снижение объемов авиаперевозок в связи с введенными широкомасштабными ограничениями из-за COVID-19 — тогда все авиакомпании страны перевезли почти в 10 раз меньше пассажиров.

Перевозки пассажиров авиакомпаниями России, пасс.

Безусловным лидером рынка является группа "Аэрофлот" (в которую входят "Аэрофлот — российские авиалинии", лоукостер "Победа" и "Россия). Несмотря на остающееся существенно ограниченным международное авиасообщение, национальный перевозчик по итогам апреля вернул себе привычное первое место в рейтинге крупнейших авиапредприятий страны. Продолжает стремительный рост "Победа" — низкобюджетная авиакомпания в апреле перевезла примерно на треть больше пассажиров, чем в "безоблачном" 2019-м. Услугами "России" воспользовалось только на 20% меньше человек, чем до кризиса, самого тяжелого за всю историю гражданской авиации.

Общий объем перевозок группы составил 3 млн пасс., что в 14,3 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года и на 34,5% ниже показателя 2019 г. На внутренних линиях перевезено 2,6 млн пасс., это в 12,9 раза выше показателя аналогичного периода прошлого года и на 3,6% выше доковидного показателя. Коэффициент занятости пассажирских кресел увеличился на 42,6 п. п. по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 78%.

Таких результатов удалось достичь благодаря целому комплексу антикризисных мер и эффективной реализации обновленной стратегии группы "Аэрофлот" на период до 2028 г., принятой в июле прошлого года.

Стратегия предполагает сегментацию группы и усиление специализации входящих в нее авиакомпаний, попутно решая задачу снижения цены на полеты в экономклассе по России до 30%. Компания "Аэрофлот" сосредоточит усилия на развитии наиболее доходных среднемагистральных и дальнемагистральных маршрутов. Бюджетный сегмент должен развиваться благодаря росту компании "Победа" и ее код-шеринговому соглашению с "Аэрофлотом". Именно развитие лоукостера позволит снизить цены и добиться доступности перевозок для граждан России. Авиакомпания "Россия" концентрируется в основном на региональных среднебюджетных перевозках внутри страны, социально значимых направлениях и эксплуатации парка отечественных воздушных судов.

КОМПАНИЯ "АЭРОФЛОТ" НЕСЕТ ЭКСПЕРТИЗУ НА ВНУТРЕННИЕ РЕЙСЫ

Вне сомнения, всем участникам авиатранспортного рынка, понесшего самые большие потери среди разных секторов экономики от коронавируса, приходится непросто. Однако крупные полносервисные перевозчики, которые на протяжении десятилетий выстраивали сложные, масштабные сети международных маршрутов, пострадали особенно сильно. Среди них, безусловно, "Аэрофлот", участник двусторонних межправительственных соглашений и глобального альянса, традиционно представляющий страну на международной арене.

Чтобы сохранить потенциал компании, ее кадры и быть готовым оперативно занять свой высокий эшелон, когда откроется рынок, перевозчик выбрал обоснованную, взвешенную и, вероятно, единственно верную тактику.

Не имея возможности влиять на перезапуск международного авиасообщения и ждать широкомасштабного открытия границ, национальный перевозчик усилил акцент на внутренние перевозки, где может быть применен весь опыт высококвалифицированных специалистов крупнейшего авиапредприятия в стране и использована высокоэффективная и комфортабельная авиатехника. 

В конце мая "Аэрофлот" приступил к осуществлению самой крупной в своей новейшей истории программе полетов на внутреннем рынке, минуя Москву. Национальный перевозчик начал выполнять прямые рейсы из 13 городов России на черноморское побережье (Анапа, Сочи, Симферополь), а также в Краснодар и Ростов-на-Дону.

Кроме того, с 1 июня заработает региональный хаб "Аэрофлота" в аэропорту Красноярск, откуда будут выполняться полеты в города Южного и Дальневосточного федеральных округов. Новые направления в маршрутной сети в обход Москвы будут способствовать развитию и укреплению экономического, социального и культурного взаимодействия между регионами.

Одновременно заметно расширились и возможности для пассажиров, использующих для внутрироссийских полетов основной хаб авиакомпании — московский Шереметьево.

В рамках программы обеспечения транспортной связности отдаленных регионов страны и повышения мобильности россиян в целом, "Аэрофлот" существенно увеличивает количество рейсов из Москвы в города Урала, Сибири, Дальнего Востока и Поволжья (в Иркутск, Хабаровск, Красноярск, Самару, Нижневартовск, Новый Уренгой, Новосибирск, Оренбург, Екатеринбург и Томск). На некоторых маршрутах интенсивность перелетов возрастает в 2–3 раза. Восточные направления, связывающие столицу с промышленными центрами Урала и Сибири, пользуются значительным и стабильным спросом у деловых пассажиров. А в летнее время, на фоне возникшего бума внутреннего туризма, многие направляются на Восток с целью ознакомиться с достопримечательностями и провести отдых в окружении природных красот.

Нарастает интенсивность полетов из Москвы в Краснодар и на курорты Краснодарского края (Сочи, Анапу, Геленджик). Количество рейсов увеличится в два, а по некоторым направлениям даже в четыре раза. Кроме того, "Аэрофлот" в июне вдвое увеличит частоту собственных полетов в Крым из Москвы.

В апреле продолжилось частичное восстановление международного авиасообщения. На основании разрешений от регулирующих органов открыты, хотя и с ограниченной частотой, рейсы в ОАЭ, на Мальдивы, в Египет, Беларусь, Казахстан, Киргизию, Южную Корею, Японию, Сербию, Финляндию, Азербайджан, Армению, Индию и на Сейшелы.

Еще одна хорошая новость: в конце мая РФ на взаимной основе разрешила возобновить авиасообщение еще с пятью странами: Исландией, Мальтой, Мексикой, Португалией и Саудовской Аравией.

Увеличение частот полетов, запуск новых рейсов способствуют постепенному восстановлению провозных емкостей компании, которое происходит в строгой увязке со спросом и экономическим эффектом.

Используя вынужденную паузу, "Аэрофлот" продолжает оптимизацию флота — передачу некоторых типов воздушных судов дочерним компаниям и проведение модернизации парка современными самолетами. В рамках внутригруппового перераспределения авиакомпания "Аэрофлот" передает Boeing 737-800 в парк лоукостера "Победа" и Superjet 100 в парк "России".

Чтобы быть готовым к росту в период посткоронавирусного восстановления и оставаться конкурентоспособным в обозначенном стратегией сегменте — на наиболее доходных среднемагистральных и дальнемагистральных маршрутах, "Аэрофлот" приступил к постепенной замене возрастных ВС на самые лучшие из имеющихся на рынке самолетов. Для обеспечения "пятизвездочного" сервиса в этом году компания планирует получить три дальнемагистральных Boeing 777-300ER, семь широкофюзеляжных Airbus A350-900 и девять узкофюзеляжных самолетов семейства Airbus A320neo. Впрочем, планы по закупке и лизингу могут корректироваться в зависимости от рыночной ситуации.

Важный этап модернизации флота начался в конце мая: перевозчик приступил к получению новых ремоторизованных самолетов семейства Airbus А320neo (New Engine Option), которое станет основой его узкофюзеляжного флота. Эти самолеты приходят на замену "классическим" A320ceo, постепенно выводимым из эксплуатации, и Boeing 737-800, передаваемым "Победе". Интерьер салона A320neo перекликается с дизайном флагманских широкофюзеляжных Airbus A350, которые эксплуатируются в парке "Аэрофлота" с марта 2020 г. Airbus A320neo имеют сниженные выхлопы диоксида углерода и уменьшенный на 20% по сравнению с самолетами предыдущего поколения расход топлива.

Уже сейчас эксплуатация "Аэрофлотом" молодого флота положительно влияет на его ESG-рейтинг — результаты компании в области экологии и управления эмиссией парниковых газов CO2 находятся ниже среднемирового уровня. Это дает очевидный экономический эффект — авиакомпании удалось  подписать первое кредитное соглашение с более выгодной ставкой, привязанной к ESG-рейтингу компании.

СТАВКА НА "ПОБЕДУ"

В то время как флагман "Аэрофлот" в силу объективных причин (отсутствие нормального международного сообщения, сокращенный деловой трафик и ограниченная платежеспособность населения) не может быстро вернуться к докризисному уровню пассажиропотока, логичным выглядит перераспределение ресурсов группы в пользу  низкобюджетного перевозчика "Победа", которому в соответствии со стратегией развития до 2028 г. отведена роль драйвера роста пассажиропотока группы.

Уже началась реализация плана, по которому головная компания переведет в "Победу" все 50 среднемагистральных Boeing 737-800. Самолеты будут менять оператора постепенно; в этом году в "Победу" поступают 10 воздушных судов, в 2022 г. — 24 самолета, оставшиеся 16 — в 2023 г.

Вместе с самолетами национальный перевозчик делегирует "Победе" часть своих рейсов из московского аэропорта Шереметьево, которые с мая впервые выполняются по код-шеринговому соглашению с "Аэрофлотом".

Всего в летнем расписании "Победы" из Шереметьево запланированы рейсы по 14 внутрироссийским направлениям. Компания будет выполнять из крупнейшего аэропорта страны до 20 рейсов в сутки. По итогам 2021 г. в этом аэропорту "Победа" рассчитывает обслужить более 1,5 млн пасс., которые смогут воспользоваться сниженными тарифами.

Техническое сопровождение рейсов "Победы" в Шереметьево выполняет провайдер технического обслуживания и ремонта воздушных судов "А-Техникс", также входящий в группу "Аэрофлот".

Пока основным аэропортом базирования лоукостера остается Внуково. Запуск рейсов из второго московского аэропорта делает "Победу" еще удобнее и доступнее для клиентов: теперь они выбирают не просто тарифы, направления и даты вылета, но даже и аэропорт в Москве.

Ставка на "Победу" дает свои плоды — в апреле низкобюджетный перевозчик продемонстрировал значительный рост объемов перевозок, его услугами воспользовался 1 млн пасс. (+32% к тому же периоду докризисного 2019 г.). Коэффициент занятости пассажирских кресел составил впечатляющие 92,7%.

В летнем расписании 2021 г. лоукостер увеличил количество региональных рейсов на 78,3% относительно лета прошлого года и более чем в два раза относительно лета 2019-го. Примерно 40% всей маршрутной сети "Победы" составляют региональные рейсы, выполняемые без посадки в Москве. Около 33% региональной карты полетов 2021 г. — уникальные направления, на которых не работают другие российские авиакомпании.

"РОССИЯ" — КРУПНЕЙШИЙ ЭКСПЛУАТАНТ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ SUPERJET 100 В МИРЕ

Тот факт, что пассажиропоток авиакомпании "Россия" в апреле был только на 20% меньше, чем до кризиса, подтверждает правильность выбранной в отношении нее стратегии: сосредоточить усилия в основном на региональных среднебюджетных перевозках внутри страны, социально значимых направлениях (в частности, работая по "плоским" тарифам) и эксплуатации авиатехники российского производства.

Пополнение флота новыми 100-местными отечественными самолетами Superjet 100 позволило увеличить частотность рейсов по популярным маршрутам и открыть новые направления полетов, предоставляя пассажирам многовариантность времени вылета, делая перелет удобным для каждого. Передача SSJ 100 в парк авиакомпании "Россия" из флота авиакомпании "Аэрофлот" стартовала в конце прошлого года, и на данный момент в распоряжение санкт-петербургской компании поступил 31 такой лайнер. Это сделало "Россию" крупнейшим эксплуатантом российского реактивного регионального самолета в мире, а темп ввода в эксплуатацию самолетов — самым динамичным среди всех действующих авиакомпаний мира на данный момент. Согласно амбициозным планам к концу года на маршрутах "России" будет задействовано 66 самолетов Superjet 100.

На сегодняшний день парк Superjet 100 "России" сосредоточен в Шереметьево; лайнеры выполняют полеты по 14 направлениям, причем по некоторым из них "Россия" является единственным перевозчиком группы "Аэрофлот". Компания готовится к открытию полетов на данном типе воздушных судов из Санкт-Петербурга.

Для обеспечения высокого уровня эксплуатации SSJ 100 "Россия" заключила договор с "А-Техникс" на оказание услуг как по оперативному и периодическому техобслуживанию SSJ 100 в Шереметьево, так и по ТО воздушных судов авиакомпании во внебазовых аэропортах.

Иностранные воздушные суда по-прежнему продолжат выполнять полеты на регулярных и туристических рейсах "России". В будущем компания станет эксплуатантом перспективных российских среднемагистральных самолетов MC-21. Группа имеет твердый заказ на 50 таких ВС, а также опцион еще на 35 МС-21.

Понравился материал?

Подпишитесь на дайджест "Главное за неделю" от ATO.RU и не пропустите ничего важного!
Авторские материалы из первых рук в вашем почтовом ящике!

Подписавшись на бюллетень и заполнив данные о себе, вы можете принять участие в розыгрыше призов или получать эксклюзивный анализ авиаперевозок от ATO.RU!
Бюллетень "Главное за неделю":


Тематические бюллетени ATO.RU >>

АТО-телеграф

2024 © Авиатранспортное обозрение
Мобильная версия сайта - mobix1.ru

Некоммерческое использование материалов сайта ATO.ru (в том числе цитирование и сокращенное изложение) разрешается при условии размещения прямой ссылки на цитируемый материал или на главную страницу www.ato.ru. Любое коммерческое использование, а также перепечатка материалов возможны только с письменного разрешения редакции.