Реальная проверка
Роберт УОЛЛ, Париж
Сектор авиаперевозок рискует в недалеком будущем оказаться жертвой глобального кризиса кредитования, спровоцированного проблемами на рынке ипотечных кредитов, поскольку риску подвергается доступность денежных средств, стимулировавшая в последнее время рост отрасли.
Вплоть до недавнего времени аэрокосмическая отрасль промышленности прогнозировала вполне радужные долгосрочные перспективы. На фоне нескольких лет устойчивого роста и увеличения количества заказов специалисты отрасли не видели особых поводов для беспокойства. Парижский авиасалон, состоявшийся в июне, был проникнут уверенностью в том, что сектор авиаперевозок продолжит свое движение вверх. Логично было предполагать, что глобальный спрос со стороны множества авиакомпаний способен уравновесить кратковременные затруднения на том или ином рынке, а это, в принципе, позволило бы преодолеть цикличность развития, исторически характерную для индустрии воздушного транспорта, — или, по крайней мере, изжить стадии глубокого спада.
Увы, подобный оптимизм быстро развеялся. В настоящее время компании испытывают растущее беспокойство, связанное с тем, что экономический спад принимает угрожающие размеры и может сильно ударить по авиаперевозчикам еще до конца этого десятилетия. Влияние кризиса кредитования проявится по-разному, но в первую очередь общая тенденция к спаду сказалась в замедлении процессов слияний, поглощений или выкупа одних авиакомпаний другими — явлений, доминировавших в отрасли на протяжении нескольких лет, когда многие компании с частным капиталом активно приобретали аэропорты или авиалинии.
"Мы стали свидетелями всплеска финансирования из альтернативных источников, причем в значительной мере со стороны самой невразумительной части инвестиционного рынка", — говорит один из крупных банкиров, занимающихся сделками в секторе авиаперевозок. Поскольку инвесторы вынуждены пересматривать свои портфели вследствие убытков, которые они могли понести в других секторах, это неизбежно окажет влияние на авиацию. Вероятность спада в течение ближайших двух лет достаточно велика. "Это может вернуть рынку некоторое здравомыслие", — подхватывает мысль Лейф Бейли, аналитик компании Standard & Poor (подобно Aviation Week, является подразделением компаний The McGraw-Hill). Трудно сказать, каких именно сделок в первую очередь коснутся прогнозируемые изменения, хотя есть ощущение, что два ожидаемых поглощения в Европе (в отношении компаний Alitalia и Iberia) все-таки состоятся. Однако количество компаний, желающих участвовать в сделках такого рода, может измениться. Бейли также отмечает, что в ближайшем будущем не стоит ожидать появления массового спроса частного капитала на поглотительные сделки, подобные неудавшейся попытке Macquarie Bank и Texas Pacific Group приобрести компанию Qantas за 10 млрд долл. Европейский банкир согласен с данным мнением, добавляя, что заключение инвестиционных сделок существенно усложнится.
Есть еще один фактор, несущий угрозу даже тем авиакомпаниям, которые не планируются к продаже. Поскольку кризис в сфере кредитов препятствует расширению деловой активности, он, вполне вероятно, может коснуться многих известных сетевых перевозчиков, связавших свои финансовые перспективы и планы с прибылью, получаемой за счет пассажиров премиум-класса. Бейли отмечает, что в этом году наметились признаки снижения темпов роста в данном сегменте продаж, и это может свидетельствовать о том, что пик этого цикла уже миновал. "Совершенно очевидно, — добавляет он, — мы не увидим здесь суперцикла с длительным подъемом". Дальнейшее обострение проблемы будет связано с тем, что цены на нефть продолжают оставаться на рекордных отметках.
По мнению главного экономиста IATA Брайана Пирса, финансовая неразбериха, очевидно, представляет собой угрозу, однако сейчас еще слишком рано определять, насколько затянется эта сложная ситуация с кредитами.
Что касается самолетостроителей, то сложившаяся ситуация повлияет на них не столь быстро, как на покупателей производимой ими продукции. Несмотря на то что в течение нескольких лет эти компании получали огромное число заказов, они не выказывают никакого беспокойства по поводу возможного отказа от сделок в результате отраслевого спада. Однако далеко не все испытывают такой же оптимизм. Глава ILFC Стивен Удвар-Хази недавно сообщил, что, по его оценке, около 20% размещенных в компании заказов на лизинг ВС "недостаточно тверды" и вызывают у него опасения, поскольку могут привести к отмене или отсрочке намеченных поставок.
Фредерико Флёри Курадо, президент и исполнительный директор компании Embraer, признает, что продолжающийся в течение уже нескольких недель экономический спад привел к некоторой паузе в деятельности компании, но неустойчивость рынка пока не оказала на нее заметного влияния. Тем не менее, по его словам, если этот спад продолжится, будет сложно оценить дальнейшее. Финансовый директор компании Антонио Луис Писарро Мансо добавляет, что в этом году и в ближайшем будущем оплата клиентами поставок не вызывает у него никаких опасений.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent