Реконструкция Пулково – запоздалая и необходимая
Воздушная гавань Северной столицы в советские годы, да и в начале 90-х, неизменно называлась в числе лучших отечественных аэропортов. Созданный в начале 70-х аэровокзальный комплекс был одним из самых современных в стране, а аэродромная инфраструктура позволяла обслуживать любые типы ВС. Слава Пулково стала меркнуть уже в 90-е, и сегодня, на фоне массовой перестройки отечественных аэропортов, о былых показателях и возможностях остается только мечтать. Чтобы мечты превратились в реальность, новое руководство аэропорта объявило о проведении масштабной реконструкции.
В 2007 г. аэропорт Пулково обслужил 6137805 пасс., окончательно уступив Внуково привычную для себя третью строку в национальном рейтинге. Если же сравнивать суммарные показатели московского авиаузла и Санкт-Петербурга (что более корректно, если оценивать показатели авиаперевозок по двум крупнейшим российским центрам), то показатели для города на Неве будут еще более удручающими. Суммарный объем перевозок из Москвы в 6,5 раза превысил количество перевезенных пассажиров в Петербурге. Даже если, используя приблизительные оценочные данные, учитывающие жителей ближайших пригородов, принять соотношение количества жителей двух столиц как 3:1, разница в количестве перевозок на душу населения получается более чем в 2 раза в пользу Москвы.
Во многом данное обстоятельство обусловлено потоком транзитных пассажиров, а также более высокими доходами жителей столицы (по данным Росстата, показатели среднемесячного дохода в 2007 г. — 51897 руб. против 30278 руб.). Однако данное объяснение не является исчерпывающим. Так, при сравнении показателей Санкт-Петербурга с Екатеринбургом коэффициенты пассажир/житель будут соответственно 1,22 и 1,77. Показатель 1,2 распространен для больших городов России, но туристический и деловой потенциал Северной столицы несравнимо больше потенциала остальных крупных центров. При этом нереализованными остаются и существенные транзитные возможности Пулково. Например, у другого балтийского города — Калининграда коэффициент составляет 2,55. Высокий показатель характеризуется спецификой калининградского эксклава, хотя стремительный рост объема перевозок в калининградском аэропорту Храброво (в 1,5 раза в 2007 г.), во многом обусловлен ставкой на транзитного пассажира.
Важную причину этих незавидных для Санкт-Петербурга тенденций следует искать в недавнем прошлом петербургского аэропорта. В 90-е гг. тогдашнее руководство Пулково, регулярно критикуя экономические реформы и особенно практику разделения аэропортов и авиакомпаний, ссылалось на собственный опыт, позволявший сохранять положительные показатели при общем спаде в отрасли. Но на практике "успешный опыт" оказался реализацией обыкновенной монополистической модели рынка при минимальных вложениях в развитие. Такой подход привел к стагнации ФГУАП "Пулково", породившей немало трудностей для авиакомпании и аэропорта после разделения.
Результатом стало моральное и техническое устаревание технической базы, недостаточность емкостей и низкое качество обслуживания пассажиров (длительность стояния в очереди при прохождении системы досмотра пассажира достигает 1 ч, число посадочных мест в залах ожидания недостаточно и пр.). Возможности аэропорта не поспевают за количественным и качественным ростом спроса. Сегодняшнее состояние аэровокзального и перронного комплекса Пулково является критическим для развития транспортной инфраструктуры Санкт-Петербурга в целом.
Большие перемены: вчера, сегодня, послезавтра.
Новое руководство, пришедшее к управлению аэропортом после разделения авиапредприятия Пулково, столкнулось с рядом вызовов. Среди них можно особо отметить следующие:
- Несоответствие возрастающему пассажиропотоку пропускной способности терминалов аэропорта.
- Низкое качество инфраструктуры терминалов, особенно международного терминала "Пулково-2".
- Недостаток стоянок, устаревшая перронная инфраструктура.
- Неудовлетворительное состояние ИВПП № 1.
- Передача АТБ аэропорта авиакомпании ГТК "Россия".
- Традиционное доминирующее положение авиакомпании ГТК "Россия".
- Неурегулированность некоторых вопросов собственности на землю и инфраструктурные объекты.
Это закрытый материал портала ATO.RU.
Полный текст материала доступен только по платной подписке.
Вопросы, связанные с платным доступом, направляйте на адрес paywall@ato.ru
Для пенсионеров у нас 50% скидка на все виды доступа. Зарегистрируйтесь на сайте под своим реальным ФИО (например, Иван Иванович Ивванов), указав, что Вы пенсионер, и отправьте с емэйла, который указали при регистрации скан/фотографию подтверждающего документа по адресу jkabardina@ato.ru.
Услуга "Автоплатеж". За двое суток до окончания вашей подписки, с вашей банковской карты автоматически спишется оплата подписки на следующий период, но мы предупредим вас об этом заранее отдельным письмом. Отказаться от этой услуги можно в любое время в личном кабинете на вкладке Подписка. Подробные условия автоматической пролонгации подписки.
Я подписчик / Я активировал промокод.
Если у вас есть неактивированный промокод, авторизуйтесь/зарегистрируйтесь на сайте и введите его в своем Личном кабинете на вкладке Подписка
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent