Самолеты полетят на Восток
Мировые перевозчики возвращают в свои парки остановленные во время кризиса самолеты и одновременно заказывают новые машины. Авиакомпании готовы модернизировать флот, чтобы перейти на более экономически и экологически эффективные воздушные суда нового поколения. Однако этот процесс сейчас зависит от развития ситуации у крупнейших мировых производителей: Boeing и Airbus. Американская компания уже неоднократно откладывала поставку своего Boeing 787, а летом появились слухи, что могут быть перенесены сроки и по программе Airbus А350. Также на рынке ожидают решения о том, будут ли модернизироваться семейства А320 и Boeing 737.
Mировые авиационные салоны выступают одним из индикаторов ситуации на рынке авиаперевозок; в этом году выставка в Фарнборо превзошла ожидания многих экспертов. Несмотря на то что многие авиакомпании так до сих пор не вернулись к докризисным экономическим показателям, большинству производителей удалось во время шоу объявить об увеличении портфелей своих заказов. В целом в ходе проведения выставки были подписаны твердые соглашения и опционы на 650 ВС. Airbus в Фарнборо заключил твердые контракты на 133 самолета, а также подписал соглашения об опционе на 122 машины. У Boeing было 103 новых заказа и еще 90 опционов (правда, в это же время заказчик от одного Boeing 787 отказался).
Производители самолетов, занимающие на рынке меньшую долю, чем Boeing и Airbus, также обрели новых заказчиков: бразильский Embraer получил твердые заказы и опционы на 81 ВС, ATR — на 41 самолет. Менее успешным оказался Bombardier, который подписал соглашение на поставку семи машин Q400.
Во время и после выставки самыми заметными заказчиками были авиакомпании с Ближнего Востока и из Юго-Восточной Азии.
Авиакомпания Emirates заключила договор на поставку 30 Boeing 777-300ER. Перевозчик, базирующийся в Дубае, уже считается крупнейшим эксплуатантом самолетов данного типа (всего у него 86 самолетов Boeing 777), к тому же это единственная авиакомпания, у которой в парке есть все его модификации, включая Boeing 777 Freighter. На берлинском авиационном шоу ILA Emirates заказала 32 самолета А380, доведя общее количество заказов на эту машину до 90. Амбиции относительно молодой ближневосточной авиакомпании уже настораживают крупнейших европейских перевозчиков, которые несколько десятков лет работают на рынке.
Thai Airways на выставке подписала соглашение о намерениях на поставку семи самолетов А330-300 и в течение нескольких недель перевела его в твердый контракт. Поставки новых машин начнутся в конце 2011 г., на данный момент перевозчик эксплуатирует 20 ВС такого типа. Hong Kong Airlines на Фаранборо объявила о приобретении 15 самолетов A350 и еще 10 A330. Совокупная стоимость этого контракта составила 5,7 млрд долл. Национальный перевозчик Индонезии Garuda Indonesia заказал у Airbus шесть самолетов А330. Еще один гонконгский перевозчик, Cathay Pacific, уже после завершения выставки объявил о намерении приобрести 30 самолетов А350-900, а также шесть Boeing 777-300ER. Впоследствии соглашение с Airbus было переведено в твердый заказ.
В сумме три восточные авиакомпании — Cathay Pacific, австралийская Qantas и Emirates — сейчас ожидают поставки 400 самолетов. По данным Boeing, перевозчики Азиатско-Тихоокеанского региона будут крупнейшими покупателями широкофюзеляжных ВС по мере активного развития рынка авиаперевозок в Китае и Индии (в общей сложности в этих странах 1,1 млрд населения можно сейчас причислить к среднему классу — именно эта категория путешествует наиболее часто).
В Airbus считают, что в ближайшие 20 лет перевозчики этого региона купят около 8 тыс. ВС общей стоимостью 1,2 трлн долл. Сейчас на рынке Юго-Восточной Азии ожидается бум низкотарифных перевозок, и многие сетевые авиакомпании рассчитывают развивать низкотарифных дочек, чтобы создать конкурентов старейшему и крупнейшему азиатскому лоукостеру — AirAsia (см. с. 19). Это означает, что в ближайшее время будет высокий спрос не только на широкофюзеляжные, но и на среднемагистральные ВС. Президент Garuda Эмирсайах Сатар уже объявил, что компания закажет 20–25 самолетов для своего дочернего низкотарифного проекта Citilink. Рассматриваются варианты: А320, Boeing 737-700/800, региональные машины Bombardier и Embraer.
Однако если с заказами и поставками узкофюзеляжных семейств, таких как Boeing 737 и А320, перевозчики могут быть уверены в том, что они получат ВС к оговоренному сроку, то с самолетами нового поколения — Boeing 787 и A350 — все обстоит сложнее. Как оказалось, японской ANA не удастся и в этом году получить первый Boeing 787 — поставка перенесена на I квартал 2011 г. Виной данной задержки стали последствия серии проблем, выявленных в результате анализа двигателя, производимого компанией Rolls-Royce. Кстати, сразу же после объявления новости по двигателям для Boeing 787 появилась информация о смещении сроков в производстве и поставках Boeing 747-8 (прежде всего грузовой версии этого ВС). Также переносы возможны и в программе А350 европейского авиастроителя Airbus. В конце августа исследовательская компания Bernstein Research заявила, что первые поставки этой машины состоятся в 2014 г. Правда, Airbus не подтвердил эту информацию, отметив, что передача заказчику первого самолета по-прежнему намечена на 2013 г.
Пока перевозчики ожидают пополнения парка, пассажиро- и грузопоток на рынке растет. Чтобы ответить соответствующим предложением на растущий спрос, авиакомпании в течение 2010 г. возвращали со стоянок в пустыне запаркованные там самолеты, в том числе и машины большой вместимости. В августе British Airways и Cathay Pacific вернули в свои парки из пустыни самолеты Boeing 747. "Джамбо"-джет BA будет летать из Лондона в Даллас в зимнем расписании 2010–2011 гг. Самолет позволит добавить на этом направлении 70 мест. Boeing 777, который сейчас работает на данном маршруте, задействуют на дополнительных частотах между Лондоном и Нью-Йорком. Количество рейсов на этом направлении увеличится с шести до семи в день. Cathay Pacific переводит из пустыни пять грузовых Boeing 747. Еще один перевозчик — United Airlines — еще в июне забрал с хранения один Boeing 747, чтобы использовать его в качестве резервной машины в летнем сезоне. В целом широкофюзеляжные самолеты (Boeing 747 вместе с другими типами меньшей вместимости) составили примерно 25% из 200 ВС, которые в мае–июне вернулись из пустыни в парк авиакомпаний.
Дальнейший рост парка авиакомпаний Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии неизбежно повлечет за собой постепенное смещение центра мирового рынка авиаперевозок. Если до сих пор этот сегмент был наиболее развит в США и Европе, то сейчас рынок восточных государств становится не менее интересным и, уж точно, более динамичным.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- S7 Airlines stays in Top-3, despite GTF challenges
- Aeroflot 2024 traffic growth exceeds the Russian industry average three-fold
- Russia’s Utair saw it traffic grow by 5.8% in 2024
- LCC Pobeda carries 90 million passengers in its first decade
- Russian airlines’ traffic exceeds 95 million passengers in 10 months of 2024
- Russia’s Red Wings takes delivery of a new Superjet 100
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS