"Сармат" летит на смену "Воеводе"
Минобороны России намерено в 2020 г. принять на вооружение новую тяжелую жидкостную межконтинентальную баллистическую ракету (МБР) РС-28 "Сармат" (разработчик — Государственный ракетный центр им. академика Макеева; Миасс). В июле завершился один из важнейших этапов разработки нового носителя — ракета "Сармат" успешно прошла бросковые испытания, во время которых проверялась работа порохового ускорителя, поднимающего ее на высоту 30 м, и двигателя первой ступени. Теперь планируется приступить к летно-конструкторским испытаниям носителя; первый запуск в рамках этого этапа планируется провести до конца 2018 г.
Характеристики перспективной ракеты РС-28 в основном засекречены :: Кадр из видео Минобороны России
Наземный компонент ядерной триады России сегодня представлен несколькими типами баллистических ракет: легкими РС-12М2 "Тополь-М" и РС-24 "Ярс", средними РС-18А и тяжелыми РС-20В "Воевода". Такое разнообразие ракет необходимо для успешного прорыва систем ПРО и поражения территории потенциального противника. Например, легкие ракеты быстрее набирают скорость и высоту и их сложнее перехватить, но такие носители оснащаются малым количеством боевых блоков небольшой мощности. Тяжелые же ракеты уязвимы на разгонном участке полета, но могут нести ложные цели и большее число боевых блоков большой мощности, чем легкие носители.
Баллистические ракеты РС-18А и РС-20В были разработаны и поставлены на боевое дежурство еще в СССР, уже устарели и требуют замены. РС-18А планируется модернизировать и конвертировать в носители перспективных гиперзвуковых планеров "Авангард". РС-20 же после 2020 г. будут постепенно заменены новыми ракетами "Сармат". Их разработка ведется с небольшими задержками. Изначально проведение бросковых испытаний РС-28 планировалось на 2016 г., однако первый бросковый запуск ракеты был произведен только в конце 2017 г. Причиной переноса сроков испытаний были, в частности, неполадки в макете ракеты, выявленные во время прочностных исследований.
Разработка "Сармата" ведется с 2011 г. Характеристики перспективной ракеты в основном засекречены. Известно только, что носитель сможет нести нагрузку массой около 10 т, а дальность его полета составит около 11 тыс. км. Баллистическая ракета стартовой массой около 200 т сможет нести до 10 боевых блоков индивидуального наведения мощностью 800 кт каждый. Согласно проекту "Сармат" в случае запуска сможет долететь до цели не только через Северный полюс (это кратчайший путь между Азией и Северной Америкой), но и через Южный, что повышает шансы на прорыв ПРО.
Для сравнения: РС-20В "Воевода", на смену которым придет "Сармат", имеют стартовую массу 211,4 т при длине 34,3 м. РС-20В может быть оснащена моноблочной головной частью с ядерным блоком мощностью 8 Мт или разделяемой головной частью с десятью ядерными блоками индивидуального наведения мощностью 750 кт каждый. Ракета "Воевода" способна поражать цели на дальности от 11 до 16 тыс. км.
Россия — одна из немногих стран — членов "ядерного клуба", которые стремятся поддерживать разнообразие компонентов ядерной триады, повышающее шансы на прорыв систем ПРО потенциального противника. Российские стратегические подводные лодки вооружены баллистическими ракетами Р-29РМУ2/2.1 "Синева"/"Лайнер" и Р-30 "Булава" с разными дальностью и стартовыми массами, а бомбардировщики — крылатыми ракетами Х-55СМ и Х-102. К аналогичному же разнообразию стремятся Китай и КНДР.
США, являющиеся крупнейшей ядерной державой наравне с Россией, из соображений экономии, простоты технического обслуживания и модернизации пошли по пути единообразия: наземный компонент ядерной триады представлен легкими баллистическими ракетами Minuteman III (их планируется заменить новым носителем), морской компонент — ракетами Trident II, авиационный — крылатыми ракетами AGM-86 ALCM и бомбами B61.
Ссылки по теме
- Для того, чтобы оставить комментарий, не привязанный к социальной сети, войдите или зарегистрируйтесь на нашем сайте.
CIS & Russian Aviation News And Insights
- Aeroflot to add 33 destinations to its winter schedule
- Russian airlines’ traffic grew by 4.8% in September, helped by abnormally warm weather
- S7 Airlines switches to Russian ACARS
- Aeroflot to spend US$300 million on replacing foreign IT products
- Aurora orders five MC-21 and two SJ-100 aircraft
- GTLK becomes the largest customer for SJ-100, IL-114 and Tu-214 aircraft
- Russian airlines’ passenger traffic grew 4% in July
- Aeroflot reveals top destinations for the first half of 2024
- Russian domestic passenger air traffic starts a slow descent